Воинов, Николай Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Воинов
Профессия кинооператор, режиссёр-мультипликатор
Карьера 1928—1958
Направление рисованная мультипликация
Награды Орден «Знак Почёта»  — 1950

Никола́й Васи́льевич Во́инов (21 апреля 1900 — 28 августа 1958) — советский оператор и режиссёр мультипликационных фильмов.

Биография

Работал на киностудии «Союзкино» (с 1935 года — «Мосфильм»)[1], c 1930 года входил в состав группы Авраамова «Мультзвук» в процессе работы над первыми рисованными звуковыми дорожками[источник не указан 1251 день].

С 1931 года проводил собственные исследования в области так называемого бумажного звука, основанного на синтезе звуковых дорожек методом сложения вырезанных из бумаги с помощью инструмента «Иввостон» профилей звуковых волн, с последующим покадровым фотографированием фрагментов звуковой дорожки на мультипликационном станке. Тогда же вошёл в состав группы ИВОС (Иванов, Воинов, Сазонов)[1], создавшей целый ряд мультипликационных фильмов с синтетическими звуковыми дорожками: «Барыня» (1931), «Прелюдия Рахманинова до-диез минор» (1932), «Танец Вороны» (1933), «Цветные поля и линии безопасности» (1934), «Вор» (1934). Вероятно, последним мультфильмом с рисованной звуковой дорожкой, над которым Воинов работал на «Мосфильме», был «Слонёнок» (1936, режиссёры — А. Кузнецов и А. Щекалина). При сдаче дирекция студии решила переозвучить фильм и он вышел с фонограммой, записанной традиционным способом[источник не указан 1251 день]. После этого Воинов более не возвращался к техническим опытам с рисованными звуковыми дорожками. В его официальной биографии экспериментальные работы 1930-х годов практически не упоминаются.

В начале 1936 года Воинов уволен с «Мосфильма», его лаборатория закрыта, после чего в том же году он начал работать оператором на «Союзмультфильме».

Участник Великой отечественной войны, работал на студии «Воентехфильм»[1].

После окончания войны вновь на «Союзмультфильме», где проработал до конца жизни. Участвовал в работе комиссии по созданию многопланового станка. Был инициатором применения в мультипликации искажающих стёкол из плексиглаза, съёмок «на просвет», среди коллег имел дружелюбное прозвище «Кока»[2].

Скончался 28 августа 1958 года[1].

Фильмография

Режиссёр

Оператор

Художник

Награды

Примечания

Литература

  • Бородин Г. Кастрация бегемота // Киноведческие записки : журнал. — 1981. — № 80. — С. 233—234.
  • Мигунов Е. Т. Из воспоминаний // Кинограф : журнал. — 2000. — № 8.
  • Евгений Мигунов / О, об и про… // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 56. — ISSN 0235-8212.
  • Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 163—164. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.

Ссылки