Вознесенский мост (Санкт-Петербург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вознесенский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает канал Грибоедова
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции рамный мост
Материал сталь
Общая длина 19,3 м
Ширина моста 20 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
Б. Б. Левин, архитектор
Л. А. Носков
Открытие 1735, 1958
Закрытие на реконструкцию 1905, 1919, 1930, 1941, 1957—1958
59°55′35″ с. ш. 30°18′29″ в. д.HGЯO

Вознесе́нский мост — автодорожный металлический рамный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.

Расположение

Мост пересекает канал Грибоедова по оси Вознесенского проспекта. Выше по течению находится Кокушкин мост, ниже — Подьяческий мост. Ближайшие станции метрополитена (600 м) — «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Название

Мост получил своё название 20 августа 1739 года[1] по Вознесенской церкви[2], возведённой рядом с мостом в 1760-х годах по проекту А. Ринальди и разрушенной в 1936 году.

История

К 1735 году на этом месте существовал деревянный мост[3]. К 1790 году, когда было завершено строительство гранитных набережных на этом участке Екатерининского канала, мост имел каменные, облицованные гранитом, устои и деревянный балочный пролёт[4]. Одним из авторов перестройки деревянного моста был архитектор Г. Х. Паульсен[5]. В 1901 году пролётное строение моста состояло из 13 ферм (прогонов) подкосной системы, длина моста составляла 12 м, ширина — 10,8 м[4]. В 1905 году заменено верхнее строение моста, работы производились под наблюдением инженера П. А. Лихачёва[6]. В 1915 году городская управа одобрила проект переустройства и расширения моста до 19 м[7]. В 1919 году произведён капитальный ремонт моста с заменой пролётного строения на ригельно-подкосное, состоявшее из 9 прогонов. Ширина моста осталась прежней[4]. В 1930 году в связи с прокладкой трамвайных путей по проспекту Майорова мост был расширен[8]. Старые устои были сохранены, но пролётное строение было заменено на более прочное (также ригельно-подкосное), а ширина моста увеличилась до 22 м. Для этого по обе стороны устоев были забиты дополнительные свайные опоры[4].

14 октября 1941 года половина пролётного строения моста и каменный устой были разрушены прямым попаданием немецкой авиабомбы[9]. Часть разбитых прогонов, опиравшихся на каменные устои, заменили металлическими двутавровыми балками[4]. Из-за того, что по мосту проходила трамвайная линия, восстановительные работы были проведены в кратчайшие сроки: через 4 дня (18 октября) мост был открыт для движения[10]. В 1944 году на проспекте Майорова, в том числе и на Вознесенском мосту, были сняты трамвайные пути[11].

К 1957 году мост пришёл в аварийное состояние. Движение по нему было закрыто, и в 19571958 годах он был перестроен в однопролётный, с металлическим пролётным строением рамной конструкции. Конструктивная часть разрабатывалась в институте «Ленгипроинжпроект» главным инженером проекта Б. Б. Левиным, архитектурную часть разрабатывал архитектор Л. А. Носков[4][3]. Строительство вело СУ-2 треста «Ленмостострой»[8].

Конструкция

Вознесенский мост, деталь ограждения

Мост однопролётный сталежелезобетонный, рамной конструкции. Расчетный пролет составляет 16,8 м[4]. По конструкции аналогичен Египетскому мосту через Фонтанку, построенному на 2 года раньше (в 1955 году)[12]. Главные балки пролётного строения представляют собой двухшарнирные рамы с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения. Ригели рам в середине пролета имеют высоту 350 мм и у ног — 1200 мм. Металлические «ноги» рам заармированы и омоноличены с передней железобетонной стенкой устоя. Плита проезжей части в поперечном направлении опирается на 10 параллельных рам, соединенных между собою попарно поперечными связями. Устои монолитные железобетонные на свайном основании. Под устои забито по 74 составные сваи с уклоном 5:1[4]. Стенки устоев облицованы гранитными плитами. Общая длина моста составляет 19,3 м, ширина — 20 м[3][8].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 3 полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильные ограждения чугунные художественного литья, однотипные с ограждениями Итальянского моста. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. У въездов на мост на гранитных постаментах установлены торшеры с фонарями по типу Садового моста[8].

Мост в литературе

Вокруг Вознесенского моста разворачиваются многие события в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На нём любит останавливаться, предаваясь размышлениям, Раскольников. Здесь же он становится свидетелем самоубийства женщины, бросившейся с моста в Екатерининский канал. У Вознесенского моста разворачивается сцена сумасшествия Катерины Ивановны Мармеладовой, заставляющей своих малолетних детей танцевать и петь ради подаяния перед прохожими. Вознесенский мост так же упоминается в романе «Подросток» Ф. М. Достоевского — близ него проживает главный герой Аркадий Долгорукий.

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 33. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 145. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 Степнов, 1991, с. 307.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 101.
  5. Антонов В. В. Забытые зодчие Петербурга // История Петербурга. — 2004. — № 4 (20). — С. 72. Архивировано 7 апреля 2015 года.
  6. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб., 1908. — С. 132. — 213 с. Архивная копия от 19 сентября 2021 на Wayback Machine
  7. Хроника // Зодчий. — СПб., 1915. — № 22. — С. 228. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — С. 79. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  9. Докладная записка начальника дорожно-мостовой службы МПВО М. И. Балашова секретарю Ленинградского горкома А. А. Кузнецову о работе отдельного Ленинградского дорожно-мостового восстановительного батальона МПВО по восстановлению городских мостов в 1941 г. ЦГАИПД СПб. Архивный комитет Санкт-Петербурга. Архивировано 18 октября 2020 года.
  10. Комаров Н. Я. Феномен блокадного Ленинграда. — СПб.: Кучково поле, 2008. — С. 288—289. — 592 с. — ISBN 978-5-901679-92-0.
  11. Трамвай в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: М. Н. Величенко и др.; отв. ред.: М. Н. Величенко. — СПб.: Лики России, 2007. — С. 28. — 414 с. — ISBN 978-5-87417-249-7.
  12. Пунин, 1971, с. 142.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 50. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки