Вилиесинд
Вилиесинд | ||
---|---|---|
лат. Wiliesindus | ||
|
||
середина IX века | ||
Предшественник | Опилан | |
Преемник | Химено | |
|
||
Рождение | первая половина IX века | |
Смерть | вторая половина IX века |
Вилиесинд (Гульдесинд; лат. Wiliesindus или Guldesindus, баск. Wilesindo; IX век) — епископ Памплоны в середине IX века.
Биография
Вероятно, Вилиесинд родился в первой половине IX века[1]. Его происхождение в средневековых исторических источниках не упоминается. Ономастические данные свидетельствуют, что имя Вилиесинда имело вестготское происхождения, и поэтому он, возможно, был потомком жителей уничтоженного в начале VIII века маврами Вестготского королевства. Вряд ли он мог быть уроженцем Наварры, так как она была населена басками, имевшими свой именослов[2].
Неизвестно, когда и с какой целью Вилиесинд приехал в наваррскую столицу Памплону: или после избрания главой местной епархии, или ещё до этого с целью христианизации местного населения. Не позднее 848 года Вилиесинд получил сан епископа. Его предшественником был упоминавшийся в 829 году Опилан[3][4][5][6][7][8]. Управление Вилиесиндом Памплонской епархией пришлось на период, плохо освещённый в источниках. Неизвестно даже, были ли в Памплоне другие епископы между Вилиесиндом и Опиланом[6]. Возможно, своё посвящение в епископский сан Вилиесинд получил от одного из митрополитов арабской части Пиренейского полуострова. Это является подтверждением всё ещё сохранявшихся тесных отношений между епархиями[исп.] бывшего Вестготского королевства. Однако это также свидетельствует о слабых связях здешнего клира со своими единоверцами из Франкского государства[2].
Первое свидетельство о Вилиесинде в современных ему документах относится к 848 году, когда в Памплонскую епархию прибыл святой Евлогий Кордовский[1][9][10]. Тот в поисках своих пропавших без вести братьев Альвара и Исидора собирался посетить владения франков, но из-за военных действий в Испанской марке и Васконии[К 1] был вынужден отказаться от своего намерения. Вместо этого Евлогий совершил поездку по областям северной части Пиренейского полуострова. Одним из пунктов его путешествия и была Памплона[9][10][12][13][14]. Вероятно, выбор этого города Евлогием был обусловлен и хорошими отношениями, существовавшими тогда между королём Иньиго Аристой и мусульманами (в первую очередь, мувалладами из Бану Каси)[10]. В находившихся под окормлением Вилиесинда территориях Евлогий провёл довольно продолжительное время, успев не только пожить в столице Наварры, но и посетить находившиеся в Памплонской епархии монастыри. Возможно, Евлогий продолжил свою поездку только в 849 году[1].
В 851 году Евлогий Кордовский за твёрдое отстаивание своих христианских убеждений попал в опалу эмира Абд ар-Рахмана II и был арестован[9][10][13]. Находясь в тюрьме, Евлогий 15 ноября 851 года написал «своему другу» Вилиесинду пространное письмо, в котором благодарил епископа Памплоны за оказанный ему три года назад приём[1][10][12][13][14][15][16]. Послание было доставлено Вилиесинду Галиндо Иньигесом, сыном короля Памплоны[1][16][17]. Тот в 845 году был отдан в заложники Абд ар-Рахману II после неудачного мятежа, организованного против эмира Иньиго Аристой и главой Бану Каси Мусой II ибн Мусой[1][18][19]. Иньиго Ариста скончался в 851 или 852 году, после чего Галиндо возвратился из Кордовы в Памплону, по пути захватив письмо Евлогия[1][12][16].
Этот сохранившийся до наших дней документ является очень важным источником по истории раннесредневековой Наварры и близлежавших территорий[1][10][20]. В письме Евлогий Кордовский не только с большой похвалой отзывался о благочестии епископа Вилиесинда и настоятелей посещённых им монастырей, но и писал, что «Памплонским округом» (лат. territorium Pampilonense) правит «христианский правитель» (лат. princeps christicola) (скорее всего, имея в виду Иньиго Аристу)[12][19]. В послании сообщалось о существовании в Памплонской епархии пяти аббатств, из которых наиболее крупным был монастырь Лейре[1][10][12][21][22]. Упоминал Евлогий и о находившихся в обителях библиотеках. В «Житии Евлогия» (лат. «Vita Eulogii») Павел Альвар[англ.] писал, что в них было множество сочинений античных авторов: в том числе, Авиана, Вергилия, Ювенала, Горация, Порфирия и Аврелия Августина. Некоторые из них, тогда неизвестные в Кордове, Евлогий увёз к себе на родину[12][13][14][23][24][25][26][27]. Из книг Евлогий Кордовский особенное внимание уделил написанному с антиисламских позиций трактату о пророке Мухаммеде, приведя из него обширные выдержки в созданном им сочинении «Оправдание мучеников» (лат. «Apologeticus martyrum»)[9][10][13][28][29]. Тогда же Евлогий прислал Вилиесинду мощи святых Ацискла[англ.] и Зоила[англ.][1][12][15].
В «Фонтенельской хронике» сообщается о посольстве, присланном в 850 или 851 году двумя «герцогами наваррцев» «Индуином» и «Митионом» (лат. «Induonis et Mitionis Ducum Navarrorum»)[К 2] к правителю Западно-Франкского королевства Карлу II Лысому. В хронике упоминается о принятии послов с большим почётом и о заключении франками мирного договора с наваррскими властителями[30][32].
При Вилиесинде Памплона неоднократно подвергалась нападениям врагов: мавров и викингов. В 840—850-х годах столица Наварры несколько раз захватывалась мусульманами. Наиболее сильно город пострадал от нападения 842/843 года. Враждебность мусульман была вызвана заключением направленных против эмиров Кордовы Абд-ар-Рахмана II и Мухаммада I союзов: сначала между Иньиго Аристой и Мусой II ибн Мусой, а затем между Гарсией I Иньигесом и королями Астурии Ордоньо I и Альфонсо III Великим. Во время одного из таких военных конфликтов Памплона была сильно разрушена: в том числе, был полностью сожжён кафедральный собор. Из-за этого около 850 года Вилиесинду пришлось переехать в хорошо укреплённый монастырь Лейре, где резиденция глав Памплонской епархии находилась до 1023 года. Во время вторжения в Наварру норманнов в 859 или 860 году король Гарсия I Иньигес попал в плен и за его освобождение скандинавам был дан большой выкуп[5][8][12][19][33][34].
В агиографических источниках инициативе Вилиесинда и Иньиго Аристы приписывается перенесение в 852 году в монастырь Лейре мощей казнённых незадолго до того святых Алодии и Нунилы[1][5][12][35]. Епископа Памплоны также называют основателем монастыря Санта-Мария-де-Обарра в долине реки Исабена[англ.]. В документе, сохранившемся в «Libro gótico» из аббатства Сан-Хуан-де-ла-Пенья[англ.], сообщается об участии в 860 году Вилиесинда, короля Гарсии I Иньигеса и аббата Лейре Фортуна в основании монастыря Санта-Мария-де-Фонфрия в Сальватьерра-де-Эске[1][12][36]. Это последнее достоверное свидетельство о Вилиесинде в источниках[6]. Эту же дату иногда называют и датой его смерти[7], хотя, скорее всего, более правильной является приблизительная датировка смерти епископа: вторая половина IX века[1]. Следующим после него известным епископом Памплоны был впервые упоминавшийся в 876 году Химено[4][6][7][8][37]. Нет никаких сведений, был ли тот непосредственным преемником Вилиесинда, или между ними Памплонской епархией управляли какие-то другие епископы, имён которых не сохранилось[6].
Комментарии
- ↑ В Испанской марке против правителя Западно-Франкского королевства Карла II Лысого поднял мятеж Гильом Септиманский, а в Васконии — Санш II Санше[11].
- ↑ Первый из «герцогов» единодушно отождествляется современными историками с Иньигой Аристой. Вторым, по разным мнениям, мог быть или правивший в Сангуэсе Химено Гарсес, или глава Бану Каси Муса II ибн Муса[30][31].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Ángel Martín Duque. Willesindo // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
- ↑ 2,0 2,1 Ubieto Arteta A. La redacción «rotense» de la Crónica de Alfonso III // Hispania. — Vol. 22, № 85. — P. 3—22.
- ↑ Fernández Pérez, 1820, p. 26—27.
- ↑ 4,0 4,1 Gams P. B. Series episcoporum ecclesiæ catholicæ. — Ratisbonæ: Typis et sumtibus Georgii Josephi Manz, 1873. — P. 62.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Amadó R.R. Pamplona, Diocese of // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1911. — Vol. 11. — P. 437—438.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Collins, 1986, p. 154.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Aldea Vaquero Q., Marín Martínez T., Vives Gatell J. Diócesis de Pamplona // Príncipe de Viana. — Gobierno de Navarra, 2008. — Vol. 69, № 245. — P. 543—551. — ISSN 0032-8472.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Arzobispado de Pamplona y Tudela. Episcopologio (исп.). Iglesia navarra. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Elena Sainz Magaña. Eulogio de Córdoba, San // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 Historia de Leyre. Siglos IX—XI (исп.). Monasterio de San Salvador de Leyre. Дата обращения: 7 ноября 2021.
- ↑ Christys, 2013, p. 57.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 12,9 Fernández Pérez, 1820, p. 28—44.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Рыбина М. В. Евлогий // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVII : «Евангелическая церковь чешских братьев — Египет». — С. 158—160. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии / протоиерей Андрей Кордочкин. — СПб.: Алетейя, 2018. — С. 417—418. — ISBN 978-5-907030-65-7.
- ↑ 15,0 15,1 Yaben, 1944, p. 161.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Christys, 2013, p. 75.
- ↑ Sánchez-Albornoz C. La epístola de San Eulogio y el Muqtabis de Ibn Hayyan // Príncipe de Viana. — 1958. — Vol. 19, № 72—73. — P. 265—266.
- ↑ Ángel Martín Duque. Galindo Íñiguez // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Ángel Martín Duque. Íñigo Arista // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
- ↑ Cleofé Liquiniano Elgorriaga. La carta de San Eulogio a Wilesindo // Estudio paleográfico de la Carta de San Eulogio a Wilesindo. — P. 221—228.
- ↑ Collins, 1986, p. 145.
- ↑ Fernández Conde F. J. La religiosidad medieval en España: Alta Edad Media (s. VII—X). — Oviedo: Universidad de Oviedo, 2000. — P. 189. — ISBN 9788483172322.
- ↑ Павел Альвар. Житие Евлогия (глава 9).
- ↑ Клауде Д. История вестготов. — СПб.: Евразия, 2002. — С. 206. — ISBN 5-8071-0115-4.
- ↑ Рыбина М. В. Религиозное образование и формирование конфессиональной и культурной идентичности христиан мусульманской Кордовы (IX век) / гл. ред. А. О. Чубарьян // Одиссей: человек в истории. 2010/2011: Школа и образование в Средние века и Новое время. — М. : Наука, 2012. — С. 30—46. — ISBN 978-5-02-037561-1.
- ↑ Дози Р. Мавританская Испания. — М.: Центрполиграф, 2018. — С. 271. — ISBN 978-5-227-08377-7.
- ↑ Eulogio, San (исп.). Gran Enciclopedia Aragonese[англ.]. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ Рыбина М. В. Кордовские мученики // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVII : «Константин — Корин». — С. 668—678. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5.
- ↑ Пиков Г. Г. Запад знакомится с Востоком (Представления средневековых европейцев о восточных народах). — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. — С. 173—174. — ISBN 978-5-4499-0596-3.
- ↑ 30,0 30,1 Estornés Lasa B. Íñigo Íñiguez Arista. El reinado de Eneko (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ Navarre, Kings (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
- ↑ Фонтенельская хроника (год 850).
- ↑ Ángel Martín Duque. García Íñiguez // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
- ↑ Estornés Lasa B. García I Íñiguez (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ Estornés Lasa B. Íñigo Íñiguez Arista. Ultimos días del Rey (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ Yaben, 1944, p. 165—166.
- ↑ Fernández Pérez, 1820, p. 45—54.
Литература
- Collins R. The Basques. — Oxford: Blackwell, 1986. — 293 p. — ISBN 978-0631175650.
- Christys A. R. Christians in Al-Andalus 711—1000. — London & New York: Routledge, 2013. — 248 p.
- Fernández Pérez G. Historia de la iglesia y obispos de Pamplona. — Madrid: Imprenta de Repullés, 1820. — Vol. I. — 342 p.
- Ubieto Arteta A. Las diócesis navarro-aragonesas durante los siglos IX y X // Pirineos. — Zaragoza. — Vol. 10. — P. 179—199.
- Yaben H. La autenticidad de la Carta de San Eulogio al obispo de Pamplona // Príncipe de Viana. — 1944. — Vol. 5, № 15. — P. 161—172.