Вилиесинд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вилиесинд
лат. Wiliesindus
епископ Памплоны
середина IX века
Предшественник Опилан
Преемник Химено

Рождение первая половина IX века
Смерть вторая половина IX века
Пиренейский полуостров в 850 году

Вилиесинд (Гульдесинд; лат. Wiliesindus или Guldesindus, баск. Wilesindo; IX век) — епископ Памплоны в середине IX века.

Биография

Вероятно, Вилиесинд родился в первой половине IX века[1]. Его происхождение в средневековых исторических источниках не упоминается. Ономастические данные свидетельствуют, что имя Вилиесинда имело вестготское происхождения, и поэтому он, возможно, был потомком жителей уничтоженного в начале VIII века маврами Вестготского королевства. Вряд ли он мог быть уроженцем Наварры, так как она была населена басками, имевшими свой именослов[2].

Неизвестно, когда и с какой целью Вилиесинд приехал в наваррскую столицу Памплону: или после избрания главой местной епархии, или ещё до этого с целью христианизации местного населения. Не позднее 848 года Вилиесинд получил сан епископа. Его предшественником был упоминавшийся в 829 году Опилан[3][4][5][6][7][8]. Управление Вилиесиндом Памплонской епархией пришлось на период, плохо освещённый в источниках. Неизвестно даже, были ли в Памплоне другие епископы между Вилиесиндом и Опиланом[6]. Возможно, своё посвящение в епископский сан Вилиесинд получил от одного из митрополитов арабской части Пиренейского полуострова. Это является подтверждением всё ещё сохранявшихся тесных отношений между епархиями[исп.] бывшего Вестготского королевства. Однако это также свидетельствует о слабых связях здешнего клира со своими единоверцами из Франкского государства[2].

Первое свидетельство о Вилиесинде в современных ему документах относится к 848 году, когда в Памплонскую епархию прибыл святой Евлогий Кордовский[1][9][10]. Тот в поисках своих пропавших без вести братьев Альвара и Исидора собирался посетить владения франков, но из-за военных действий в Испанской марке и Васконии[К 1] был вынужден отказаться от своего намерения. Вместо этого Евлогий совершил поездку по областям северной части Пиренейского полуострова. Одним из пунктов его путешествия и была Памплона[9][10][12][13][14]. Вероятно, выбор этого города Евлогием был обусловлен и хорошими отношениями, существовавшими тогда между королём Иньиго Аристой и мусульманами (в первую очередь, мувалладами из Бану Каси)[10]. В находившихся под окормлением Вилиесинда территориях Евлогий провёл довольно продолжительное время, успев не только пожить в столице Наварры, но и посетить находившиеся в Памплонской епархии монастыри. Возможно, Евлогий продолжил свою поездку только в 849 году[1].

В 851 году Евлогий Кордовский за твёрдое отстаивание своих христианских убеждений попал в опалу эмира Абд ар-Рахмана II и был арестован[9][10][13]. Находясь в тюрьме, Евлогий 15 ноября 851 года написал «своему другу» Вилиесинду пространное письмо, в котором благодарил епископа Памплоны за оказанный ему три года назад приём[1][10][12][13][14][15][16]. Послание было доставлено Вилиесинду Галиндо Иньигесом, сыном короля Памплоны[1][16][17]. Тот в 845 году был отдан в заложники Абд ар-Рахману II после неудачного мятежа, организованного против эмира Иньиго Аристой и главой Бану Каси Мусой II ибн Мусой[1][18][19]. Иньиго Ариста скончался в 851 или 852 году, после чего Галиндо возвратился из Кордовы в Памплону, по пути захватив письмо Евлогия[1][12][16].

Этот сохранившийся до наших дней документ является очень важным источником по истории раннесредневековой Наварры и близлежавших территорий[1][10][20]. В письме Евлогий Кордовский не только с большой похвалой отзывался о благочестии епископа Вилиесинда и настоятелей посещённых им монастырей, но и писал, что «Памплонским округом» (лат. territorium Pampilonense) правит «христианский правитель» (лат. princeps christicola) (скорее всего, имея в виду Иньиго Аристу)[12][19]. В послании сообщалось о существовании в Памплонской епархии пяти аббатств, из которых наиболее крупным был монастырь Лейре[1][10][12][21][22]. Упоминал Евлогий и о находившихся в обителях библиотеках. В «Житии Евлогия» (лат. «Vita Eulogii») Павел Альвар[англ.] писал, что в них было множество сочинений античных авторов: в том числе, Авиана, Вергилия, Ювенала, Горация, Порфирия и Аврелия Августина. Некоторые из них, тогда неизвестные в Кордове, Евлогий увёз к себе на родину[12][13][14][23][24][25][26][27]. Из книг Евлогий Кордовский особенное внимание уделил написанному с антиисламских позиций трактату о пророке Мухаммеде, приведя из него обширные выдержки в созданном им сочинении «Оправдание мучеников» (лат. «Apologeticus martyrum»)[9][10][13][28][29]. Тогда же Евлогий прислал Вилиесинду мощи святых Ацискла[англ.] и Зоила[англ.][1][12][15].

В «Фонтенельской хронике» сообщается о посольстве, присланном в 850 или 851 году двумя «герцогами наваррцев» «Индуином» и «Митионом» (лат. «Induonis et Mitionis Ducum Navarrorum»)[К 2] к правителю Западно-Франкского королевства Карлу II Лысому. В хронике упоминается о принятии послов с большим почётом и о заключении франками мирного договора с наваррскими властителями[30][32].

При Вилиесинде Памплона неоднократно подвергалась нападениям врагов: мавров и викингов. В 840—850-х годах столица Наварры несколько раз захватывалась мусульманами. Наиболее сильно город пострадал от нападения 842/843 года. Враждебность мусульман была вызвана заключением направленных против эмиров Кордовы Абд-ар-Рахмана II и Мухаммада I союзов: сначала между Иньиго Аристой и Мусой II ибн Мусой, а затем между Гарсией I Иньигесом и королями Астурии Ордоньо I и Альфонсо III Великим. Во время одного из таких военных конфликтов Памплона была сильно разрушена: в том числе, был полностью сожжён кафедральный собор. Из-за этого около 850 года Вилиесинду пришлось переехать в хорошо укреплённый монастырь Лейре, где резиденция глав Памплонской епархии находилась до 1023 года. Во время вторжения в Наварру норманнов в 859 или 860 году король Гарсия I Иньигес попал в плен и за его освобождение скандинавам был дан большой выкуп[5][8][12][19][33][34].

В агиографических источниках инициативе Вилиесинда и Иньиго Аристы приписывается перенесение в 852 году в монастырь Лейре мощей казнённых незадолго до того святых Алодии и Нунилы[1][5][12][35]. Епископа Памплоны также называют основателем монастыря Санта-Мария-де-Обарра в долине реки Исабена[англ.]. В документе, сохранившемся в «Libro gótico» из аббатства Сан-Хуан-де-ла-Пенья[англ.], сообщается об участии в 860 году Вилиесинда, короля Гарсии I Иньигеса и аббата Лейре Фортуна в основании монастыря Санта-Мария-де-Фонфрия в Сальватьерра-де-Эске[1][12][36]. Это последнее достоверное свидетельство о Вилиесинде в источниках[6]. Эту же дату иногда называют и датой его смерти[7], хотя, скорее всего, более правильной является приблизительная датировка смерти епископа: вторая половина IX века[1]. Следующим после него известным епископом Памплоны был впервые упоминавшийся в 876 году Химено[4][6][7][8][37]. Нет никаких сведений, был ли тот непосредственным преемником Вилиесинда, или между ними Памплонской епархией управляли какие-то другие епископы, имён которых не сохранилось[6].

Комментарии

  1. В Испанской марке против правителя Западно-Франкского королевства Карла II Лысого поднял мятеж Гильом Септиманский, а в Васконии — Санш II Санше[11].
  2. Первый из «герцогов» единодушно отождествляется современными историками с Иньигой Аристой. Вторым, по разным мнениям, мог быть или правивший в Сангуэсе Химено Гарсес, или глава Бану Каси Муса II ибн Муса[30][31].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Ángel Martín Duque. Willesindo // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  2. 2,0 2,1 Ubieto Arteta A. La redacción «rotense» de la Crónica de Alfonso III // Hispania. — Vol. 22, № 85. — P. 3—22.
  3. Fernández Pérez, 1820, p. 26—27.
  4. 4,0 4,1 Gams P. B. Series episcoporum ecclesiæ catholicæ. — Ratisbonæ: Typis et sumtibus Georgii Josephi Manz, 1873. — P. 62.
  5. 5,0 5,1 5,2 Amadó R.R. Pamplona, Diocese of // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1911. — Vol. 11. — P. 437—438.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Collins, 1986, p. 154.
  7. 7,0 7,1 7,2 Aldea Vaquero Q., Marín Martínez T., Vives Gatell J. Diócesis de Pamplona // Príncipe de Viana. — Gobierno de Navarra, 2008. — Vol. 69, № 245. — P. 543—551. — ISSN 0032-8472.
  8. 8,0 8,1 8,2 Arzobispado de Pamplona y Tudela. Episcopologio (исп.). Iglesia navarra. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Elena Sainz Magaña. Eulogio de Córdoba, San // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 Historia de Leyre. Siglos IX—XI (исп.). Monasterio de San Salvador de Leyre. Дата обращения: 7 ноября 2021.
  11. Christys, 2013, p. 57.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 12,9 Fernández Pérez, 1820, p. 28—44.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Рыбина М. В. Евлогий // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVII : «Евангелическая церковь чешских братьев — Египет». — С. 158—160. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
  14. 14,0 14,1 14,2 Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии / протоиерей Андрей Кордочкин. — СПб.: Алетейя, 2018. — С. 417—418. — ISBN 978-5-907030-65-7.
  15. 15,0 15,1 Yaben, 1944, p. 161.
  16. 16,0 16,1 16,2 Christys, 2013, p. 75.
  17. Sánchez-Albornoz C. La epístola de San Eulogio y el Muqtabis de Ibn Hayyan // Príncipe de Viana. — 1958. — Vol. 19, № 72—73. — P. 265—266.
  18. Ángel Martín Duque. Galindo Íñiguez // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  19. 19,0 19,1 19,2 Ángel Martín Duque. Íñigo Arista // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  20. Cleofé Liquiniano Elgorriaga. La carta de San Eulogio a Wilesindo // Estudio paleográfico de la Carta de San Eulogio a Wilesindo. — P. 221—228.
  21. Collins, 1986, p. 145.
  22. Fernández Conde F. J. La religiosidad medieval en España: Alta Edad Media (s. VII—X). — Oviedo: Universidad de Oviedo, 2000. — P. 189. — ISBN 9788483172322.
  23. Павел Альвар. Житие Евлогия (глава 9).
  24. Клауде Д. История вестготов. — СПб.: Евразия, 2002. — С. 206. — ISBN 5-8071-0115-4.
  25. Рыбина М. В. Религиозное образование и формирование конфессиональной и культурной идентичности христиан мусульманской Кордовы (IX век) / гл. ред. А. О. Чубарьян // Одиссей: человек в истории. 2010/2011: Школа и образование в Средние века и Новое время. — М. : Наука, 2012. — С. 30—46. — ISBN 978-5-02-037561-1.
  26. Дози Р. Мавританская Испания. — М.: Центрполиграф, 2018. — С. 271. — ISBN 978-5-227-08377-7.
  27. Eulogio, San (исп.). Gran Enciclopedia Aragonese[англ.]. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  28. Рыбина М. В. Кордовские мученики // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVII : «Константин — Корин». — С. 668—678. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5.
  29. Пиков Г. Г. Запад знакомится с Востоком (Представления средневековых европейцев о восточных народах). — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. — С. 173—174. — ISBN 978-5-4499-0596-3.
  30. 30,0 30,1 Estornés Lasa B. Íñigo Íñiguez Arista. El reinado de Eneko (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  31. Navarre, Kings (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  32. Фонтенельская хроника (год 850).
  33. Ángel Martín Duque. García Íñiguez // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  34. Estornés Lasa B. García I Íñiguez (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  35. Estornés Lasa B. Íñigo Íñiguez Arista. Ultimos días del Rey (исп.). Auñamendi Encyclopedia. Дата обращения: 7 ноября 2021. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  36. Yaben, 1944, p. 165—166.
  37. Fernández Pérez, 1820, p. 45—54.

Литература

  • Collins R. The Basques. — Oxford: Blackwell, 1986. — 293 p. — ISBN 978-0631175650.
  • Christys A. R. Christians in Al-Andalus 711—1000. — London & New York: Routledge, 2013. — 248 p.
  • Fernández Pérez G. Historia de la iglesia y obispos de Pamplona. — Madrid: Imprenta de Repullés, 1820. — Vol. I. — 342 p.
  • Ubieto Arteta A. Las diócesis navarro-aragonesas durante los siglos IX y X // Pirineos. — Zaragoza. — Vol. 10. — P. 179—199.
  • Yaben H. La autenticidad de la Carta de San Eulogio al obispo de Pamplona // Príncipe de Viana. — 1944. — Vol. 5, № 15. — P. 161—172.