Видок, Эжен Франсуа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Видок»)
Эжен Франсуа Видок
Eugène François Vidocq
Дата рождения 24 июля 1775(1775-07-24)
Место рождения Аррас, Франция
Дата смерти 11 мая 1857(1857-05-11) (81 год)
Место смерти Париж, Франция

Эже́н Франсуа́ Видо́к (фр. Eugène-François Vidocq; франц. произношение: /øʒɛn fʁɑ̃swa viˈdɔk/; 24 июля[1] 1775 — 11 мая 1857) — французский преступник, ставший одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Биография

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии, написанной «литературным негром»[2]. Согласно ей, Видок родился в ночь с 23 на 24 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.

В возрасте 14 лет он вскрыл кассу отца и украл деньги, после чего бежал из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков.

Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды, застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьёй. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела); сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.

В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.

Видок-детектив

Видоку 61 год. Портрет Ашиля Девериа

Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже. Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление»[3]. Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).

Кроме розыска внёс вклад в зарождение и становление трасологии и криминологии[4][5] (разработав стойкие чернила и гипсовую заливку следов обуви). Разработал систему оперативного учёта правонарушителей, ставшую впоследствии повсеместной и с незначительными изменениями дошедшую до наших дней[6]. Первым из полицейских руководителей стал обращаться к представителям науки для проведения научно-технической экспертизы обнаруженных вещественных доказательств и предметов с места преступления (в частности, первой в истории баллистической экспертизы), стал проводить следственные эксперименты для воссоздания картины преступления. Обладая широчайшими познаниями преступного мира изнутри, реорганизовал криминальную полицию на манер тайной политической с упором на негласные мероприятия с целью поимки злоумышленников «на горячем», при попытке совершения преступления. Ввёл практику повседневной работы сотрудников полиции в штатской одежде, проведение следственных мероприятий с подозреваемыми на контрасте. Также ввёл практику сбора доказательственной базы при помощи комплекса негласных мероприятий, ныне относящихся к легендированному вводу, разведопросу и разведбеседе. Широко внедрил привлечение преступных элементов к сотрудничеству с органами полиции как альтернативу немедленному привлечению их к уголовной ответственности[7]. Так или иначе идеи Видока в области организации полицейской службы, стратегии и тактики полицейских мероприятий, были впоследствии востребованы полицейскими структурами всех ведущих стран мира (Скотленд-Ярд, ФБР[8] и многие другие) и в том или ином виде практикуются по сей день[9].

Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 10 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Почти сразу после отставки Видок уселся за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток — 24 тысячи франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.

После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал «частную полицию» — собственное «Бюро расследований» (первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов[10]. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А. де Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошёл от дел.

Библиография

Мемуары (Mémoires), 1928

Культурное влияние

История бывшего уголовника, ставшего сыщиком, привлекла внимание целого ряда современных ему и более поздних беллетристов. Основатель детективного жанра Эдгар По был знаком с деятельностью Видока, имя которого нередко упоминалось в американской прессе. Он мог быть знаком с подлинными или подложными мемуарами французского сыщика, публиковавшимися в США в тридцатые годы XIX века. Бесспорно установлено, что он читал «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского министра полиции», печатавшиеся в сентябре — декабре 1838 года[12]. В новелле «Убийство на улице Морг» (1841) имеется прямое упоминание имени Видока и причём дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например, была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность его поисков подводила его, и он часто попадал впросак»[13]. Эжен Сю использовал в изданном в 1843 году романе «Парижские тайны» ряд сюжетов, участником которых в реальности был Видок, но его имя в книге не упоминается, а героем их становится центральный персонаж романа Родольф (сам Видок в ответ уже в следующем году издал «Подлинные тайны Парижа», пытаясь отстоять своё видение этих историй). Видока называют прототипом беглого каторжника Вотрена (Жака Коллена) — персонажа нескольких произведений Бальзака, входящих в цикл «Человеческая комедия» и издававшихся начиная с 1835 года. Вотрен в этих произведениях предстаёт человеком бесчестным и жестоким, но вызывающим восхищение персонажей своим «стальным характером»; так же, как и Видок, он проделал путь от преступника до защитника закона (в «Депутате от Арси»)[14][15].

После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных» — беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом — рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошёл описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки[16]. В 1860-е годы Эмиль Габорио использовал приключения Видока для сюжетов своих книг о Лекоке — бывшем преступнике, ставшем сыщиком[14]. Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана, его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса[15]. Видок под собственным именем неоднократно встречается как второстепенный персонаж в более поздних произведениях.

В американском фильме «Скандал в Париже» (1946) образ Видока воплотил Джордж Сандерс[источник не указан 1254 дня]. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль, во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр[17]. В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма, где его роль исполнил Жерар Депардьё; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока[14]. В 2018 году вышел художественный фильм режиссёра Жана-Франсуа РишеВидок: Охотник на призраков, в котором главную роль исполнил Венсан Кассель.

В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете» резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина — консервативного литератора и редактора «Северной пчелы»[18][19]. Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма «Не то беда, что ты поляк», где тоже увязываются эти два человека:

Будь жид — и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.

Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества» 26 апреля в искажённом виде — упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло[19]. В дальнейшем, однако, эта формулировка появилась ещё в нескольких пушкинских эпиграммах, а также в эпиграмме Вяземского «Синонимы: гостиная, салон». После этого имя «Видок» стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве, в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах[19][20].

Примечания

  1. некоторые источники указывают также 23 июля, т.к. родился ночью
  2. Clive Emsley. Crime, police, and penal policy: European experiences 1750—1940.
  3. или «Вора может поймать только вор»
  4. Siegel, Jay A.: Forensic Science: The Basics. CRC Press, 2006, ISBN 0-8493-2132-8, S. 12.
  5. Conser, James Andrew and Russell, Gregory D.: Law Enforcement in the United States. Jones & Bartlett Publishers, 2005, ISBN 0-7637-8352-8, S. 39.
  6. Thorwald, Jürgen (1981). Das Jahrhundert der Detektive. Zürich: Droemer-Knauer. ISBN 3-85886-092-1.
  7. Edwards, Samuel (1977). The Vidocq Dossier: The Story of the World's First Detective (1st ed.). Boston: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-25176-1.
  8. Theoharis, Athan G. The FBI: A Comprehensive Reference Guide. Greenwood Press, 1999, ISBN 0-89774-991-X, p. 265f.
  9. Metzner, Paul (1998). Crescendo of the virtuoso : spectacle, skill and self-promotion in Paris during the age of revolution. Berkeley: Univ. of California Press. ISBN 0-520-20684-3.
  10. Проф. Р. С. Белкин. Скучная криминалистика.
  11. «Кочегарами» называли бандитов, вымогавших у жертвы деньги, поджаривая ей ноги в огне [1] Архивная копия от 13 августа 2014 на Wayback Machine
  12. Ю. В. Ковалев. Рассказы Глава из книги "Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. bioraf.ru. Дата обращения: 14 июля 2017. Архивировано 8 февраля 2018 года.
  13. Эдгар По — Убийство на улице Морг. knigger.org. Дата обращения: 14 июля 2017. Архивировано 23 июня 2017 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 Иван Измайлов. Уголовный роман Эжена Видока // Вокруг света. — 2007. — № 6.
  15. 15,0 15,1 Mike Ashley. The Great Detectives: Vidocq // Strand Magazine. — 2000. — № 4. — P. 39—42.
  16. В. Гюго - Отверженные - Все о книге. bookmix.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017. Архивировано 20 февраля 2017 года.
  17. David Fakrikian. Vidocq : interview de Marcel Bluwal (фр.) (недоступная ссылка). HDVision (28 января 2012). Дата обращения: 28 июля 2015. Архивировано 11 ноября 2012 года.
  18. Лотман Ю. Тысяча восемьсот тридцатый год // Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. — СПб : Искусство-СПБ, 1995.
  19. 19,0 19,1 19,2 Гиппиус В. Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830—1831 гг. // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — 1941. — Вып. 6 страницы=235-255.
  20. Орлов В., Островский А. Эпиграмма и сатира: из истории литературной борьбы XIX-го века. — Академия, 1931. — С. 382—383, 404.
    Вацуро В. Э. «Видок Фиглярин». Заметки на полях «Писем и записок» // Новый мир. — 1999. — № 7.

Литература

Ссылки