Взлётная полоса (фильм, 1962)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Взлётная полоса
La Jetée
Постер фильма
Жанр фантастика
Режиссёр Крис Маркер
Автор
сценария
Крис Маркер
В главных
ролях
Элен Шателан
Даво Аниш
Жак Леду
Жан Негрони
Андре Энриш
Композитор Тревор Дункан, Петр Гончаров.
Длительность 28 мин.
Страна  Франция
Год 1962

«Взлётная полоса» (фр. La Jetée, вариант перевода «Терминал») — чёрно-белый 28-минутный фантастический фильм французского режиссёра Криса Маркера 1962 года, удостоенный премии Жана Виго. Выполнен в технике фоторомана: образный ряд состоит из сменяющих друг друга фотографий[1]. Картина Маркера вписана в историю кино как один из самых значительных и влиятельных образцов кинофантастики[2][3][4][5][6].

Сюжет

Фильм открывает торжественная литургия Петра Гончарова «Кресту Твоему» в исполнении хора Александро-Невского собора. После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах Парижа. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему».

Главный герой, являясь заключённым, вынужден согласиться на путешествие во времени. Его постоянно преследует эпизод его детства, в котором он становится свидетелем убийства в терминале аэропорта Орли. Этот эпизод используется при путешествии во времени. Путешественника забрасывают всё дальше и дальше в прошлое. Путешественник встречается и разговаривает с женщиной, которая была вместе с убитым. После успешного путешествия в прошлое экспериментаторы забрасывают главного героя в будущее.

В будущем он встречается с людьми возродившегося общества. По возвращении в настоящее героя приговаривают к смерти, но люди будущего предлагают перенести его в будущее и присоединиться к ним. Он отказывается, прося вернуть его в прошлое, в терминал аэропорта Орли. Попав назад в прошлое, он понимает, что убитый человек, которого он видел в детстве — он сам, и что он увидел собственную смерть со стороны[7].

Актёрский состав

Кинокритика

«Взлётная полоса» — единственный игровой фильм знаменитого документалиста Криса Маркера и один из первых фильмов о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Кинокритики сравнивают его с рассказами Борхеса[8] и «Прошлым летом в Мариенбаде» напарника Маркера по документальным проектам 1950-х годов, Алена Рене[9]. На протяжении всего своего творческого пути прустианцы Маркер и Рене оставались зачарованы всесилием и в то же время несовершенством памяти[10][11]. Как пишут авторы киноэнциклопедии allmovie[5]:

Фотомонтажная техника фильма, кажется, отражает импрессионистическую природу памяти, из фрагментов которой субъект составляет осмысленный визуальный образ. В одной из сцен возлюбленная главного героя вглядывается в камеру — и вдруг внезапно моргает. Утончённый и в то же время безотказно шокирующий фильм, «Взлётная полоса» блистательно подрывает правила создания кино, заставляя зрителей пересмотреть свои установки относительно не только кино, но и времени, памяти и того, как нами воспринимается действительность.

Интересные факты

  • В фильме основной музыкальной темой является музыка литургической песни Кресту Твоему, автор которой Пётр Гончаров.
  • По предположению Джима Хобермана, «Взлётная полоса» стала первым фильмом, порождённым чарами классического фильма Альфреда Хичкока «Головокружение», где главный герой навязчиво и с роковыми для себя последствиями пытается воссоздать мгновение заветной психической травмы[12][K 1].

Влияние

  • В статье 1966 года Джеймс Баллард привёл «Взлётную полосу» в качестве примера успешной кинофантастики[6].
  • Единственная движущаяся сцена с моргающей девушкой была процитирована Ридли Скоттом в культовом фильме «Бегущий по лезвию» (1982)[6].
  • Нарративный приём и сюжет «Взлётной полосы», вплоть до отсылок к «Головокружению» Хичкока, взяли за основу сценаристы фильма «12 обезьян» (1995), хотя режиссёр последнего Терри Гиллиам в интервью английскому кинокритику Иэну Кристи утверждает, что сам он не видел фильм Маркера, а только просматривал изданную книгу фотографий из «Взлётной полосы», не читая сопровождающий их закадровый текст[13][14].

Примечания

  1. В фильме «Без солнца» (1982) Маркер проходит по местам, где снималось «Головокружение», и сообщает, что смотрел его 19 раз.
  1. Как подметил Дж. Хоберман, такой фильм мог бы демонстрироваться даже на архаичном зупраксископе.
  2. The Top 50 Greatest Films of All Time | British Film Institute. Дата обращения: 4 августа 2012. Архивировано 1 марта 2017 года.
  3. Ъ-Weekend — Параллели реальности. Дата обращения: 16 марта 2012. Архивировано 16 марта 2012 года.
  4. La Jetée (1963) — The Criterion Collection. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 1 марта 2012 года.
  5. 5,0 5,1 La jetée (1962) — Review — AllMovie. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 29 июня 2012 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 La Jetée: анализ вселенной и истории (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 марта 2006. Архивировано 17 февраля 2015 года.
  7. Таким образом, сюжет фильма предвосхищает принцип самосогласованности Новикова.
  8. La Jetee/ Sans Soleil — DVD review Архивная копия от 26 сентября 2011 на Wayback Machine // The Observer.
  9. Emma Wilson. Alain Resnais. — Manchester University Press, 2006. P. 67.
  10. Nadine Boljkovac. Intimacy and Prophecy: Marker and Resnais’s Memories (недоступная ссылка). — Academia.edu
  11. Senses of Cinema — Marker, Resnais, Varda: Remembering the Left Bank Group. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 13 марта 2012 года.
  12. The Lost Futures of Chris Marker by J. Hoberman | NYRblog | The New York Review of Books. Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано 17 сентября 2012 года.
  13. Терри Гиллиам. Интервью. Беседы с Иэном Кристи. СПб.: Азбука-классика, 2010. ISBN 978-5-9985-0857-8
  14. Интервью (Беседы с Иэном Кристи) = Gilliam on Gilliam. history-library.com. Дата обращения: 25 июня 2017. Архивировано 15 июня 2017 года.

Ссылки