Кляйн, Уильям
Уильям Кляйн | |
---|---|
Род деятельности | фотограф, кинорежиссёр, художник |
Награды | Prix Nadar (1957), Prix Jean Vigo (1967), Стипендия Гуггенхайма (1988)[1], Hasselblad Award (1990), Royal Photographic Society's Centenary Medal and Honorary Fellowship (1999), Outstanding Contribution to Photography Award, Sony World Photography Awards (2012) |
Уильям Кляйн (англ. William Klein; 19 апреля 1926, Манхэттен, Нью-Йорк — 10 сентября 2022, XIV округ Парижа) — французский фотограф и кинорежиссер американского происхождения, известный своим ироничным подходом и широким использованием необычных фотографических приёмов в области фотожурналистики и модной фотографии[2][3]. Занимает 25 место в списке ста самых влиятельных профессиональных фотографов[4].
Кляйн начинал как успешный художник, проходя обучение у Фернана Леже. Известность фотографа Кляйн обрел благодаря съёмкам для журнала моды Vogue и своими фоторепортажами о различных городах мира. Он выступил режиссером многих художественных и документальных фильмов, а также более чем 250 телевизионных рекламных роликов. Кляйн является победителем премии Prix Nadar (1957), почётным стипендиатом Королевского фотографического общества (1999), а также лауреатом премии «За выдающиеся достижения в области фотографии» Sony World Photography Awards (2012).
Биография и творческий метод
Кляйн родился в Нью-Йорке в бедной еврейской семье. После окончания средней школы поступил в Городской Колледж Нью-Йорка на факультет социологии. Во время Второй мировой войны месте с американскими войсками находился в Германии, затем во Франции, где он и поселился после окончания службы.
В 1948 году Кляйн поступил в Сорбонну, а затем учился живописи у Фернана Леже, проявляя интерес к абстрактной живописи и скульптуре. В 1952 году он провёл две успешные персональные выставки в Милане и начал сотрудничество с архитектором Анджело Манджаротти. Кляйн также экспериментировал с кинетическим искусством, и именно на своей выставке кинетических скульптур встретился с Александром Либерманом, арт-директором журнала Vogue. С этого момента, несмотря на отсутствие формального образования, Кляйн обретает популярность фотографа, снимая для Vogue. В 1957 году Кляйн выигрывает премию Prix Nadar за книгу фотографий о Нью-Йорке (англ. William Klein: Life is Good & Good for You in New York: Books on Books No. 5). Работы Кляйна считались революционными благодаря своему «двусмысленному и ироничному подходу к миру моды», его «бескомпромиссному отвержению преобладающих правил фотографии того времени», частому использованию широкоугольных объективов, естественного освещения и приёма «сдергивания кадра». Отвечая на вопрос о частом использовании этого приёма, Кляйн отвечал:
Если вы внимательно посмотрите на жизнь, вы увидите нечеткие края. Встряхните рукой. Неясные очертания — часть жизни [5].
Самыми известными фотографическими работами Кляйна являются Gun 1, Нью-Йорк (1955), The Holy family on bike (Рим, 1956), Cineposter (Токио, 1961), Vogue (манекенщицы на улицах Нью-Йорка, Рима и Парижа, сфотографированные для журнала Vogue, 1963), Love on the Beat (обложка альбома Сержа Генсбура, 1984), Club Allegro Fortissimo (1990) и Autoportrait (книга раскрашенных контактных отпечатков, 1995).
В те времена, когда в мире фотографии безусловным авторитетом являлся Анри Картье-Брессон, Кляйн оставался верен себе, отрицая большинство установленных Картье-Брессоном стандартов.
Мне нравились фотографии Картье-Брессона, но мне не нравились его правила. Поэтому я отменил их. Я считал нонсенсом его утверждение, что фотография должна быть объективной. Потому что не существует фотографа, способного во имя объективности, начать все с чистого листа… Большинство приёмов, которые я использовал в фотографии, сегодня считаются приемлемыми, за исключением, возможно, использования широкоугольного объектива. Для меня он казался более нормальным, чем 50 мм объектив. Я бы даже сказал, что 50 мм объектив — это наложение ограничивающей точки зрения. Но ни одна линза не является нормальной или правильной. Потому что в жизни мы смотрим двумя глазами, а у камеры только один. Так что какой бы объектив ни использовался, любая фотография будет искажением того, что мы видим на самом деле[5].
В середине 1960-х Кляйн переходит к занятиям кинематографом и до 1980 года практически отходит от фотографии. В одном из интервью на вопрос, в чём заключается разница между фотографией и кино, он полушутя ответил:
В том, что в кино за тобой носят всю аппаратуру, а в фотографии ты должен носить всё сам. Но есть, конечно, и другие отличия. В кино есть история. Фотографию гораздо тяжелее читать. Ты делаешь снимок, но люди не всегда его понимают. Считается, что фотографируют ради шутки, чтобы застать человека, который ковыряется в носу, врасплох. В кино же есть начало и конец, и зрителю гораздо легче сохранять концентрацию[6].
См. также
- Модная фотография
- Нью-Йоркская школа фотографии
- Прямая фотография
- Уличная фотография
- Фотореализм
- Эвелин Трипп
Примечания
- ↑ William Klein (англ.). John Simon Guggenheim Foundation. gf.org. Дата обращения: 5 мая 2019. Архивировано 5 мая 2019 года.
- ↑ William Klein (англ.). Masters of Photography. — Photography of the 20th Century. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 1 октября 2018 года.
- ↑ Text by John Heilpern (англ.). Masters of Photography. — William Klein: Photographs. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 28 июня 2016 года.
- ↑ Professional Photographer Magazine (англ.). Professional Photographer Magazine. — Top 100 Most influential photographers Century. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 3 октября 2015 года.
- ↑ 5,0 5,1 ABC (англ.). Harry N. Abrams; Reprint edition (February 26, 2013). — By William Klein.
- ↑ William Klein: In Pictures by Tate (2012). . Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано 10 мая 2017 года.
Ссылки
- The Many Lives of William Klein (2012). Документальный фильм о Уильяме Кляйне Архивная копия от 6 сентября 2017 на Wayback Machine
- William Klein: In Pictures by Tate (2012). Интервью с Уильямом Кляйном в его Парижской студии Архивная копия от 10 мая 2017 на Wayback Machine
- Книга William Klein’s Life is Good and Good for You in New York
- Книга William Klein: Rome
- Книга William Klein: Moscow
- Книга William Klein ABC
- Персоналии по алфавиту
- Фотографы по алфавиту
- Фотографы Франции
- Фотографы XX века
- Фотографы XXI века
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры Франции
- Кинорежиссёры XX века
- Кинорежиссёры XXI века
- Художники по алфавиту
- Художники Франции
- Художники XX века
- Художники XXI века
- Стипендиаты Гуггенхайма
- Выпускники Городского колледжа Нью-Йорка
- Иммигрировавшие во Францию из США
- Долгожители США
- Долгожители Франции