Перейти к содержанию

Венецианское окно

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Венецианское окно (итал. La finestra veneziana)— двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками, перекрытыми общей аркой слегка стрельчатой формы в верхней части, с круглым отверстием в тимпане и обведёнными общим наличником[1][нет в источнике][2].

Окна Палаццо Ручеллаи (Флоренция)[прояснить]
Окна Скуолы Гранде ди Сан-Рокко (Венеция)[прояснить]

Такое окно называют венецианским, поскольку происхождение мотива связано с влиянием на венецианцев восточного, византийско-арабского искусства. Однако столь же часто этот мотив встречается в архитектуре тосканского кватроченто, например в Палаццо Ручеллаи (1446—1451) или Палаццо Строцци (1489—1493) во Флоренции. Другой вариант: двойное окно с колонкой и двумя арочками наверху, объединёнными сандриком или карнизом с треугольным фронтоном. Классический образец такого венецианского окна — окно Скуолы Гранде ди Сан Рокко в Венеции (1515—1549). В романской и готической архитектуре подобное окно называется бифорием (двойным)[3].

Венецианским также называют «окно Сансовино» (по имени венецианского архитектора Якопо Сансовино) — одночастное арочное окно с полуколонками по сторонам[нет в источнике][4].

Венецианским называют и трёхчастное окно, что неверно, поскольку в этом случае отождествляются разные типы оконных проемов: древнеримское термальное окно и ренессансное венецианское. Названные типы оконных проёмов следует также отличать от типа брамантова окна, палладиева окна и серлианы. На бытовом, разговорном уровне допустимо обобщающее наименование: «итальянское окно», поскольку именно такое название чаще всего употребляют в отношении архитектуры русского классицизма второй половины XVIII—XIX века[нет в источнике][5].

Примечания

  1. E. Badstübner. Fenster. Leipzig: Prisma-Verlag, 1970. — S. 8
  2. Borngässer B. Architettura del Rinascimento. — Roma: Magic Press, Ariccia, 2010. — P. 43
  3. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства, 2004, с. 496.
  4. Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. — С. 220—221
  5. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. — Москва: Искусство, 1995. — С. 69 [1] Архивная копия от 14 июля 2022 на Wayback Machine

Литература

  • Власов В. Г. Венецианское окно // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб : Азбука-классика, 2004. — Т. II. — С. 496—497.
  • Bussagli M. Capire I’Architettura. — Firenze-Milano: Giunti Editore, 2005. — P.90.