Перейти к содержанию

Термальное окно

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Трёхчастные окна терм Диоклетиана в Риме

Термальное или Диоклетианово окно — мотив палладианской архитектуры, восходящий к окнам древнеримских терм. Большое полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. Трехчастные полуциркульные окна древние римляне помещали в верхней части торцовых стен, образуемых крестовыми сводами. Такие окна, в частности, можно видеть в термах Диоклетиана в Риме, ныне перестроенных в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.

Однако уже в XVI веке, в эпоху Ренессанса, подобные окна использовали вне связи с конструкцией крестового свода, например, Палладио в Вилле Фоскари (1558), палладианец В. Скамоцци в композиции Виллы Молин близ Падуи (1597), Скарпаньино в Венеции. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников (бозар, неоклассицизм).

Палладианец Кваренги включал термальные окна в свои проекты для в Санкт-Петербурга и окрестностей. Термальные окна стали одним из распространенных мотивов в архитектуре русского классицизма, в том числе провинциального, где их стали называть итальянскими, причем использовали весьма произвольно. Убежденный палладианец Николай Львов применял термальные окна, как и сам Палладио, вне связи с логикой их происхождения, например в проекте дачи П. А. Соймонова (1780-е гг.), Борисоглебском соборе в Торжке (1785–1796), церкви Св. Троицы в селе Премухино Тверской губернии (1808–1830). Карл Росси использовал термальные окна даже в качестве подвальных, в частности на цокольном этаже боковых фасадов Елагина дворца в Санкт-Петербурге (1818–1822) [1].

Термальные окна в архитектуре Андреа Палладио

Источники

Примечания