Ведява

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ведява
мокш. Ве́дява
дух, хозяйка воды.
Мифология мордовская
Сфера влияния водоёмы
Толкование имени мать воды
Пол женский
Функции покровительствует любви и деторождению
Связанные события ведьозкс
Дженеев И. А. «Водные глубины. Омут» (1907)

Ведя́ва[1][2][3], Ведь-ава[4] (мокш. Ве́дява, эрз. — ударение свободное; ведь — «вода», ава — «женщина, мать»)[2] — в мордовской мифологии богиня/дух воды, дождевания в образе молодой женщины либо девушки с длинными светлыми волосами[1], которые она любит расчёсывать[4]. Её образ дуалистичен: она наделена и положительными, и отрицательными чертами[5], что характерно для всей мордовской мифологии и сходно с индо-иранскими мифологическими концепциями[3].

У марийцев аналогичный персонаж: вуд-ава (мар. вӱд, «вода»)[4].

Мифология

Ведява в разных источниках может также именоваться Ведьазора́ва (мок.), Ведьпаз, Лисьмань кирди / Лисьмань гирди (эрз.)[6].

Во взглядах на Ведяву сохранились аниматические и антропоморфические, изображаясь и как олицетворение воды и как сама вода одновременно[2]. Иногда в сказках выступает в образе рыбы[7].

Олицетворяя опасность водной стихии, образ Ведявы вызывал у людей чувство страха. Каждый источник имел свою Ведяву. По некоторым поверьям духом мужского пола в мордовской мифологии или её мужем был водяной старик Ведятя (ведь-атя — от мордовского атя «мужчина, старик»)[5][4]. Сыном Ведявы был Пурьгане Пас — божество грома, здоровья, чадородия, выступающий в эпических песнях о мироздании охранителем животных, заповедной рыбы[8].

Согласно легендам, в прежние времена на берегу реки было место, где часто появлялась Ведява и громко плакала. Парни прибегали на голос и видели обнажённую Ведяву, которая жаловалась, что её одежду кто-то украл и бросил в самое глубокое место. Тот, кто вытащит платье, станет её мужем. Находились эрзянские парни, которые верили ей и ныряли в Суру за нарядом, да там и оставались[9].

Культ

Люди верили, что Ведява и Ведятя могу утопить купающихся или наслать водяную болезнь (нарфотть)[1], которую только само мифическое существо может вылечить. Откупиться от неё можно, бросив в воду деньги, просо и т. п. Бытовало представление о целебной воде ведь-пря (морд, пря, «голова», «поверхность»), которую нужно зачерпнуть, обращаясь за помощью к Ведяве и Ведяте, и омыть больного[4].

Полагали, что Ведява покровительствует любви и деторождению: её просили о помощи невесте, молили об избавлении от бездетности[4]. В воду бросали лепёшки, яйца и просили взамен детей[10]. Бездетные женщины устраивали особые моления (ведьозкс)[источник не указан 1935 дней].

У мордвы издревле существовало поверье, что во время родов, которые проходили в полутёмной бане (покровительница Банява)[11], нередко случалась подмена новорожденного: Вирява, Ведява или нечистые подкидывали на его место своего ребёнка[12].

Она же посылала дождь (чтобы вызвать дождь, устраивали культовую трапезу у источника и обрызгивались водой, призывая Ведяву-«кормилицу»)[4]. Поэтому в произведениях устного народного творчества образ Ведявы наделён не только отрицательными, но и положительными чертами.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Т. П. Девяткина. Мифология мордвы: энциклопедия. — Мордовское книжное изд-во, 2006. — С. 116. — 340 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 А. М. Шаронов. Мордовский героический эпос - сюжеты и герои. — Мордовское книжное изд-во, 2001. — С. 65. — 212 с.
  3. 3,0 3,1 Л. Б. Бояркина. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энциклопедический справочник / Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва. — Мордовское книжное издательство, 2006. — С. 177. — 280 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. Токарев С. А.. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 187. — 1147 с.
  5. 5,0 5,1 И. К. Инжеватов, Э. В. Померанцева. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: ч. 1. Мокшанские сказки. ч. 2. Эрзянские сказки / Чувашская А. С. С. Р. (Р С. Ф. С. Р. ) Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. — Мордовское книжное издательство, 1966. — С. 373. — 388 с.
  6. Ю. А. Мишанин. Этнокультура Мордвы в журналистике России XIX - начала XX века. — Изд-во Мордовского университета, 2001. — С. 96. — 180 с.
  7. А. И. Маскаев. Мордовская народная эпическая песня. — Мордовское книжное изд-во, 1964. — С. 237. — 448 с.
  8. С. П. Толстов. Труды VIИ Международного конгресса антропологических и этнографических наук: Секця 6. Теория и методология. Секция 7. общественный строй. — Наука, 1967. — С. 250. — 524 с.
  9. Е. А. Федосеева. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. — Издательство Мордовского университета, 2007. — С. 25. — 216 с.
  10. А. К. Сальмин, С. А. Арутюнов. Народная обрядность чувашей. — Чувашский гуманитарный ин-т, 1994. — С. 110. — 348 с.
  11. Н. Ф. Мокшин. Мифология мордвы: этнографический справочник. — Мордовское книжное издательство, 2004. — С. 99—100. — 328 с.
  12. А. В. Алëшкин. Мордовское устное народное творчество: учебное пособие. — Университет им. Н. П. Огарева, 1987. — С. 153—154. — 292 с.

Литература

  • Мокшин Н. Ф. Ведява // Мордовия : Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. А. И. Сухарев. — Саранск : Мордовское книжное издательство, 2003. — Т. 1 (А—М). — С. 196. — 576 с. — ISBN 5-7595-1543-8.
  • Современное песенное искусство мордвы / Мордовская А.С.С.Р. (Р.С.Ф.С.Р.). Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. — Мордовское книжное издательство, 1984. — Т. 74—75.