Ведров, Всеволод Симонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ведров Всеволод Симонович
Дата рождения 6 февраля 1902(1902-02-06)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 25 ноября 1983(1983-11-25) (81 год)
Место смерти Жуковский, СССР
Страна  СССР
Научная сфера авиастроение
Место работы
Альма-матер Московское высшее техническое училище (1929)
Учёная степень доктор технических наук (1944)
Учёное звание профессор (1944)
Ученики
Известен как учёный в областях аэродинамики, динамики полёта и лётных испытаний воздушных судов, один из основателей Лётно-исследовательского института
Награды и премии
Орден Ленина Орден Красной Звезды  — 1944 Орден Отечественной войны I степени— 1945
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «Ветеран труда»
Премия имени Н. Е. Жуковского — 1948
Сайт К 110-летию со дня рождения Всеволода Симоновича Ведрова

Всеволод Симонович (Сергеевич) Ведров (1902—1983) — учёный в области аэродинамики, динамики полёта и лётных испытаний воздушных судов, доктор технических наук (1944), профессор (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967).[1][2][3][4]

Биография

Ранние годы

Родился 6 февраля 1902 года в Москве в семье купца, который через 6 лет после рождения сына оставил семью. Работать начал в 14-летнем возрасте. После революции семья оказалась в Екатеринбурге, где Всеволод в 1920 году поступил в Уральский политехнический институт. Позднее семья вернулась в Москву и высшее образование он завершил в Московском высшем техническом училище, который окончил в 1929 году.[1][5]

Научная и инженерная деятельность

Работа в Центральном аэрогидродинамическом институте

Работать в ЦАГИ начал ещё во время учёбы в МВТУ в качестве техника-экспериментатора. По завершении учёбы продолжил работу инженером в Секции лётных исследований ЦАГИ, которой руководил А. В. Чесалов. В 1927—1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л. К. Мартенса, автор статей по тематике «авиация».[6] К 1930 году наряду с М. А. Тайцем и Д. С. Зосимом стал одним из руководителей научных направлений работ секции[4][5].

В середине 1930-х годов повысились динамические характеристики самолётов (скорость и высота полёта, нагрузки на крыло), что привело к необходимости исследования условий флаттера, учёта сжимаемости воздуха. Методы введения поправок на сжимаемость воздуха были разработаны А. В. Чесаловым, а Ведров разработал теорию устойчивости самолёта при противофлаттерной балансировке руля высоты. В 1935 году в Трудах ЦАГИ была опубликована работа Ведрова и его коллег С. А. Коровицкого и Ю. К. Станкевича «Исследование штопора самолета Р-5 в полёте», в которой были определены полные характеристики штопора этого самолёта и метод количественного нахождения траектории движения на всех участках штопора на основании записей бортовых приборов-самописцев[4].

Кроме того, в этот период Ведровым совместно с Г. С. Калачёвым и А. Л. Райх были выполнены исследования динамической устойчивости винтовых самолётов, ставшие основой для разработки и внедрения методов оценки динамической устойчивости. После обобщения результатов проведённых исследований динамики полёта в 1937 году была опубликована книга Ведрова «Динамическая устойчивость самолёта», заложившая научные основы для автоматизации управления полётом в отечественной авиации[4][7].

К началу 1940-х годов совместно с М. А. Тайцем и Г. С. Калачёвым обосновал необходимость и возможность сочетания лётного эксперимента с теоретическими исследованиями характеристик самолётов, для чего было предложено создать институт лётных исследований, впоследствии - Лётно-исследовательский институт[4][8].

Работа в Лётно-исследовательском институте

При создании в 1941 году ЛИИ был переведён в новый институт в числе 1500 специалистов ЦАГИ и наряду с М. А. Тайцем, Б. Н. Егоровым, Г. С. Калачёвым, Н. С. Строевым, А. С. Повицким и др.; руководил научными направлениями работ нового института.[4]

В годы войны внёс вклад в улучшение лётных характеристик серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт. За эти работы был награждён орденом Отечественной войны I степени (1944).[9]

После войны работал заместителем по науке начальника комплекса № 3 и занимался исследованиями и испытаниями воздушно-реактивных двигателей и их систем. В конце 1940-х годов совместно с С. П. Щербаковым впервые в отечественной авиации провёл исследования помпажа турбореактивных двигателей при течении воздуха в каналах. Эта работа была удостоена премии имени Н. Е. Жуковского за 1948 год.[4][9]

В связи с развитием работ по созданию беспилотной реактивной и ракетной техники в 1952 году перешёл во вновь созданное профильное подразделение (комплекс № 7), где возглавил научную лабораторию и работал вместе с будущим начальником института В. В. Уткиным. Занимался исследованиями систем автоматического управления полётом летательных аппаратов, проводил лётные испытания беспилотной авиационной техники. Активно участвовал в организации и проведении аэрофизических исследований сверхзвуковых и гиперзвуковых режимов полёта в интересах создания отечественных беспилотных крылатых снарядов (КС) и ракет. Эти работы выполнялись на крупномасштабных летающих моделях в составе лётно-экспериментальных комплексов «ЭР-3» (исследования аэродинамических характеристик КС разработки ОКБ С. В. Ильюшина и А. Н. Туполева), «Эр-5» (исследования аэродинамических характеристик компоновки крылатого ракетоплана ОКБ А. Н. Туполева), «Эр-8» (аэрофизические исследования на осесимметричных телах разной формы), «Эр-10» (исследования плазменно-ионных движителей разработки ЦАГИ и ЦИАМ, а также исследования обтекания тел простой геометрической формы гиперзвуковым слаборазреженным газом).[4][9]

Наряду с В. В. Уткиным, С. С. Юдановым и И. К. Хановым входил в число руководителей программ «Бор-1», Бор-2», «Бор-3» и внёс свой научный вклад в создание орбитального корабля «Буран».[4]

Подготовка научных и инженерных кадров

Свою преподавательскую деятельность начал в 1930 году. С тех пор преподавал математику и механику в МВТУ, МАИ, МИИТ. Был одним из основателей аспирантуры ЛИИ и её первым руководителем.[4][9]

Смерть

Могила Ведрова на Быковском кладбище

В 1974 году семье учёного был предоставлен коттедж на ул. Ломоносова, дом 7, где он жил до своей смерти. Всеволод Ведров умер 25 ноября 1983 года, он похоронен в Жуковском на Быковском кладбище[10].

Награды и звания

Память

Мемориальная доска памяти В. С. Ведрова в ЛИИ им. М. М. Громова
  • На одном из исторических зданий ЛИИ им. М. М. Громова, где работал В. С. Ведров, установлена мемориальная доска с его бронзовым барельефом

Библиография

Автор фундаментального труда по динамической устойчивости самолётов, рекомендованного в качестве учебника для технических ВУЗов:

Совместно с М. А. Тайцем обобщил опыт в области теории и практики лётных испытаний самолётов и выпустил учебник:

В числе других научно-технических публикаций:

Примечания

  1. 1,0 1,1 Авиация : Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — Москва: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. — С. [128] (стб. 3). — 735 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — Москва: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [91] (стб. 1). — 880 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903989-03-4.
  3. XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю. А. Остапенко. — Москва: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [79] (стб. 3). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Государственный научный центр Российской Федерации Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова : хронология событий / Составители: В.В. Цыплаков, Т.А. Горелова, В.А. Амирьянц. — Жуковский: Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова, 2016. — 447 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-902525-85-1.
  5. 5,0 5,1 Космический мемориал - В. С. Ведров. sm.evg-rumjantsev.ru. Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  6. Основные авторы и редакторы Т. Э. // Техническая энциклопедия : [в 26 т , дополнительный том и предметный указатель.] / гл. ред. Л. К. Мартенс. — 1-е изд. — М.: Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия» ОГИЗ РСФСР, 1934. — Т. 26 (Шаровые и трубные мельницы — Ящичное производство). — С. 7. — 438 с. — 30 500 экз.
  7. Г. С. Бюшгенс, Е. Л. Бедржицкий. ЦАГИ - центр авиационной науки. — Москва: Наука, 1993. — 272 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-02-007017-3.
  8. Амирьянц Г.А. Летчики-испытатели. Сергей Анохин со товарищи. — Москва: Машиностроение, 2001. — 157 с. — ISBN 5-217-03081-X.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 К 110-летию со дня рождения Всеволода Симоновича Ведрова (недоступная ссылка). www.lii.ru. Дата обращения: 17 июня 2018. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  10. Жуковские вести № 50 (1260) 2015 г.. Дата обращения: 24 мая 2020.

Ссылки