Перейти к содержанию

Вариации и фуга на тему Моцарта

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вариации и фуга на тему Моцарта

Вариации и фуга на тему Моцарта, соч. 132 — набор вариаций для оркестра, написанный в 1914 году Максом Регером. Премьера произведения состоялась в Берлине 5 февраля 1915 года под управлением композитора. Позже Регер переложил данное сочинение для двух фортепиано (соч. 132а), полностью изменив вариацию № 8 (Moderato).

Описание

Тема вариаций взята из первой части сонаты для клавира № 11 Вольфганга Амадея Моцарта (KV 331). Первая фраза этой темы сначала звучит в исполнении ​​гобоя и двух кларнетов, а затем её повторяют струнные инструменты; то же самое происходит и со второй фразой темы. Далее следуют восемь вариаций, после которых звучит фуга, в которой главная тема появляется вначале в исполнении первых скрипок, а затем через восемь тактов на неё «отвечают» вторые скрипки. Пьеса завершается мощным звучанием труб.

«Вариации…» остаются одним из самых популярных и записываемых оркестровых произведений Регера, хотя в последние десятилетия эта пьеса практически исчезла из концертного репертуара[1]. Считается, что на стиль данной композиции повлияли «Вариации на тему Гайдна» Иоганнеса Брамса[2].

Структура

Произведение, исполнение которого занимает около 30 минут, состоит из следующих разделов:

  • Тема. Andante grazioso
  • Вариация 1. L'istesso tempo, quasi un poco più lento
  • Вариация 2. Poco agitato
  • Вариация 3. Con moto
  • Вариация 4. Vivace
  • Вариация 5. Quasi presto
  • Вариация 6. Sostenuto (quasi adagietto)
  • Вариация 7. Andante grazioso
  • Вариация 8. Molto sostenuto
  • Фуга. Allegretto grazioso

Композиция написана для флейты-пикколо, двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, четырёх валторн, двух труб, литавр, арфы и струнных.

Примечания

  1. Reinhold Brinkmann, "Max Reger und die Neue Musik," in Max Reger, 1873–1973: Ein Symposion (Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1974), pp. 87f.
  2. Brinkmann, R. (1 January 2004). «A "Last Giant in Music": Thoughts on Max Reger in the Twentieth Century». The Musical Quarterly (Oxford University Press (OUP)) 87 (4): 631–659. doi:10.1093/musqtl/gdh023. ISSN 0027-4631.

Литература

  • David Ewen, Encyclopedia of Concert Music. New York; Hill and Wang, 1959.

Ссылки