Ванька-ключник (песня)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ванька-ключник
Народная песня
Язык русский
Авторы первой записи А. Н. Островский, К. П. Вильбоа и В. П. Энгельгардт
Дата первой записи 1856

«Ванька-ключник» («Князь Волхонский и Ванюша-ключник», «Князь и ключник», «Уж на горке возле речки...»[1]) — русская народная баллада, созданная предположительно в конце XVII — начале XVIII веков.

Песня о «жизни в любви» крепостного слуги Ванюши-ключника и княгини, за что князь велит его казнить; узнав о гибели любовника, княгиня умирает. Впервые песню записали Островский, Вильбоа и Энгельгардт в 1856 году[2][3]. В 1861 году В. В. Крестовский создал литературную версию сюжета, которая вскоре стала популярной песней[4]. По некоторым оценкам, является самой известной русской балладой[5].

Сюжет

Молодая княгиня в тереме жила. У княгини муж был «престарелых лет, седой», «ревнивый». У князя служил Ванька-ключник — красавец молодец удалой. Князь нередко отлучался, а княжна льнула к Ваньке, «целовала, миловала» и «тайком с собою клала». Однажды об этом всё рассказала сенная девка и князь закрыл на ключ жену и приказал привести Ваньку-ключника и рассказать «гулял ты в спальне княжей с нашей княжеской женой?». Ванька ни в чём не признаётся, и тогда его в застенках пытают, а затем вешают. Княгиня, узнав об этом «умирает во светлице на ноже».

История

Эта баллада была одной из самых популярных в XVIII—XIX веках. Известно большое количество вариантов[6].

Существует две группы редакций: старинная или старшая баллада о князе Волконском (Долгорукове[7]) и Ваньке Ключнике и более поздние песенные переработки стихотворения В. В. Крестовского «Ванька-ключник» (1861). Самая ранняя запись — рукописный листок из Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, датируемый концом XVIII века. Стих старинной баллады — тонический, нередко былинный. На Севере их иногда называли «старинами». Стихотворение В. В. Крестовского, написанное по мотивам традиционной баллады, способствовало ещё более широкому распространению этого уже и так популярного произведения[8].

С течением времени сюжет упрощался, осовременивался. А. И. Эртель считал, что к концу XIX века песня изменилась и упростилась, «старую песню о Ваньке-Ключнике превратили в нескладный и прозаический пересказ»[9]. Наиболее развернутую сюжетную линию песня имеет в варианте, записанном Н. И. Костомаровым и А. Н. Мордовцевой в Саратовской губернии, а также варианты, записанные П. В. Шейном в Томской губернии, П. И. Якушкиным — в Орловской. В них песня о Ваньке-ключнике в зачине имеет определенное сходство с былинными текстами. Например, в некоторых вариантах песни о Ваньке-ключнике[10] зачин практически дословно повторяет начало былины о Сухмане Одихмантьевиче, где описывается пир у князя Владимира. А в тексте песни описывается пир у князя Волконского, на котором гости хвастаются своим богатством, силой. В некоторых текстах баллады пирование происходит «Во славном городе во Киеве», князя зовут Владимир, а княжну — Апраксия. И в дальнейшем наиболее полные тексты песен схожи с былинным повествованием[11]. Д. М. Балашов считал, что баллада «Ванька-ключник» по содержанию близко соприкасается с более ранней балладой о «Молодце и королевне», которая, в свою очередь, перекликается с былиной о Дунае и Настасье Королевичне[12].

В селе Курилово, Тарутинской волости Калужской губернии, существовала легенда, что Ванька-ключник, был повешен в парке господской Куриловской усадьбы[13]. По другой легенде Ваньку повесили под Москвой в Волхонке[14].

Известен текст этой баллады в записи А. С. Пушкина. Cюжет песни о Ваньке-ключнике был использован Н. А. Некрасовым в стихотворении «Огородник»[15], Н. А. Пановым в поэме «Песня про Ваньку Клюшника» (1888), Л. Н. Антроповым в одноименной драме[16][17], Ф. К. Сологубом в пьесе «Ванька Клюшник и паж Жеан» / «Всегдашние шашни» (1908)[18], Д. Аверкиевым в повести «Хмельная ночь», А. Г. Рубинштейном в опере «Горюша». В 1909 году снят фильм «Ванька-ключник». По мотивам песни созданы сказки[19].

Примечания

  1. Чарина О. И. Локальные особенности балладных песен на Северо-Востоке Сибири : сюжеты «Теща у зятя в плену» и «Князь Волконский и ключник» // «Научный диалог», 2023
  2. Татаринова Т. Л. Сборник К. П. Вильбоа «100 русских народных песен»: Мнемонический способ передачи песенного материала А. Н. Островским // Сборник докладов Международных научных конференций «Музей как хранитель национальной идентичности на перекрестке материальной и нематериальной культуры» и «XLVII Добролюбовские чтения» — Нижний Новгород, 2023 — С. 192
  3. Русские народные песни / Записанные с нар. напева и арранж. для одного голоса с аккомп. ф.-п. К. Вильбоа. — СПб.: Стелловский, 1860 — 158 с.
  4. Ванюша-ключник // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
  5. Баллада о князе Волконском и Ваньке Ключнике // «Музыка и время», № 11, 2003
  6. Драма в 12 двойных сценах Федора Сологуба / Муз. В. А. Сенилова. — Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство», 1909. — 31 с.
  7. Долгорукий-князь и ключник // Былины Печоры и Зимнего Берега: (Новые записи) / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — С. 94—95.
  8. Нешина А. Ю. Старинная и новая русская народная баллада (преемственность и новация) : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.01.09 — Москва, 2007. — 20 с.
  9. Эртель А. И. Самарская губерния (Фотография) // Этнографическое обозрение. 1910. № 3—4. — С. 135
  10. См. Соболевский А. И. Великорусские народные песни (№ 25, 26) – СПб., 1895
  11. Орлова Е. А. Песня о Ваньке-ключнике из архива А. И. Эртеля // Народная культура и проблемы ее изучения. Сборник статей: материалы научной региональной конференции. Сер. «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования». Воронеж, 15 мая 2002 года — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015
  12. Балашов Д. М. Из истории русской баллады («молодец и королевна», «худая жена – жена верная») // Русский фольклор. Материалы и исследования. Вып. VI — М.-Л., 1961. — С. 270—286.
  13. Материалы для истории города Боровска и его уезда / Собр. и записаны Н. П. Глухаревым. Т. 2— Боровск: тип. А. В. Муратовой, 1914
  14. Блейк С.[англ.] Волконские. Первые русские аристократии. — М.: РИПОЛ классик, 2014
  15. Щёголев В. В. Ванька-ключник и Волконские, 2005-2017 гг.
  16. Шевченко Е. С. О функциях балагана в шутовской драме Ф. Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008
  17. Драма в 12 двойных сценах Федора Сологуба / Муз. В. А. Сенилова. — Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство», 1909. — 31 с.
  18. Драма в 12 двойных сценах Федора Сологуба / Муз. В. А. Сенилова. — Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство», 1909. — 31 с.
  19. Асанов В. В. Сказки на сюжеты народных песен, 2010