Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ВРДК»)
Схема двигательной установки И-250

Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель (ВРДК) — комбинированный воздушно-реактивный двигатель.

Устройство и принцип работы

Конструктивно состоит из трёх основных частей — поршневого двигателя внутреннего сгорания, воздушного компрессора и упрощённого воздушно-реактивного двигателя. Поршневой двигатель через трансмиссию приводит воздушный компрессор. Сжатый воздух от последнего подаётся в камеру сгорания, где смешивается с топливом; сгорание создаёт реактивную тягу. Таким образом, у реактивного двигателя нет собственного внутреннего компрессора и турбины для его привода: их роль выполняет отдельный (и приводимый отдельным двигателем) компрессор. Поршневой двигатель, кроме привода компрессора, также может вращать и воздушный винт, хотя существовали и безвинтовые схемы. В описательном смысле такие двигатели можно назвать «полуреактивными»[1][2].

История

Идея создания ВРД высказывались во второй половине XIX - начле XX века, в одно время независимо друг от друга идею развивали Александр Горохов, Анри Коанда и Рене Лорин[3][4].

Мотокомпрессорный двигатель нашёл небольшое применение на некоторых экспериментальных самолётах конца 30-х и 40-х годов XX века (И-250, Caproni Campini N.1) и явился переходным этапом от поршневых двигателей с винтомоторной установкой к настоящим турбореактивным двигателям. Применение отдельного компрессора позволило исключить из конструкции двигателя сложную в производстве, дорогостоящую и ещё не вполне исследованную в те годы газовую турбину, а также — внутренний компрессор.

Самолёты, оснащённые таким типом силовой установки, зачастую превышали по скоростным характеристикам винтовые самолёты с поршневыми двигателями. Однако невысокий КПД[источник не указан 4966 дней] комбинированной силовой установки и большая масса отдельного поршневого двигателя — наряду с быстрым развитием чисто турбореактивных двигателей в годы Второй мировой войны, привели к отказу от мотокомпрессорной схемы в конце 40-х годов XX века.

Примечания

  1. Неизвестный ВРД или некоторые примеры применения мотокомпрессорного двигателя. | АВИАЦИЯ, ПОНЯТНАЯ ВСЕМ. (рус.) ?. Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 21 декабря 2021 года.
  2. М. Е. Козырев, В. М. Козырев. Реактивная авиация Второй мировой войны. — ISBN 978-5-227-03858-6.
  3. ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГА­ТЕЛЬ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 21 декабря 2021. Архивировано 25 ноября 2021 года.
  4. Павлушенко М., Естафьев И. Беспилотное летательные аппараты история применения. — ISBN 1605-7147. Архивная копия от 21 декабря 2021 на Wayback Machine