Бэла (балет, 1955)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бэла
Композитор Борис Мошков
Автор либретто П. Чеботарёв, Т. Е. Рамонова
Источник сюжета роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
Хореограф Т. Е. Рамонова
Количество действий 3
Первая постановка 3 марта 1955 года
Место первой постановки Пермский театр оперы и балета, Пермь

«Бэла» — балет в 3 актах и 5 картинах на музыку советского композитора Бориса Мошкова. За основу либретто, написанного П. Чеботарёвым и Т. Е. Рамоновой, взят сюжет одноимённого рассказа из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Премьера балетного спектакля, поставленного Рамоновой, состоялась 3 марта 1955 года в Пермском театре оперы и балета (дирижёр Э. Э. Гольдберг, художник Б. А. Матрунин). Образы героев балета воплотили следующие исполнители: Т. Х. Кушаева (Бэла), И. А. Воронин, Н. Ф. Орешкевич (Печорин), Н. П. Шулаев (Азамат), Л. Г. Таубе (Казбич), М. Б. Подкина, А. Н. Кокурина (Тамара)[1]. Отличием балетной постановки от произведения Лермонтова стало появление в ней сестры Бэлы, что в некоторой степени изменило сюжет балета по сравнению с литературным первоисточником[2].

Коллектив Пермского театра за постановку балета «Бэла» удостоился премии на Всесоюзном фестивале музыкальных и драматических театров в 1957 году[3].

Критика

Советский балетовед Николай Эльяш «существенным недочётом спектакля» назвал решение массовых сцен, а к недостаткам либретто отнёс образ Печорина в финале балета и эпизод появления в крепости Тамары (сестры Бэлы), который, по мнению критика, «снижает драматическое напряжение действия». В то же время рецензент посчитал удачным пролог спектакля, в котором демонстрируются эпизоды прошлого Печорина, а также отметил лирические сцены в партитуре балета[4].

По словам авторов Лермонтовской энциклопедии, «партитура Мошкова отличается обилием разнообразных по характеру и ритмическому рисунку танцев и, что особенно привлекательно, умелым использованием кавказского фольклора»[2].

Примечания

  1. Дюкина, 1981, с. 101.
  2. 2,0 2,1 Гозенпуд и др., 1981, с. 322.
  3. История Урала : Пособие для студентов, учителей и самообразования : В 2 т. / [Перм. гос. ун-т им. А. М. Горького] ; Под общ. ред. д-ра ист. наук Ф. С. Горового. — Пермь : Кн. изд-во, 1963—1965. — 2 т. Т. 2: Период социализма / Ред. коллегия: канд. ист. наук В. Г. Черемных (ред.) [и др.]. — 1965. — С. 575. — 611 с.
  4. Эльяш, 1956, с. 3.

Литература

  • Гозенпуд А. А., Иезуитова Р. В., Морозова Л. И., Гловацкий Б. С., Миллер О. В., Вацуро В. Э. Музыка // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.». — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 313—323.
  • Дюкина Е. Н. «Бэла» // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — Москва: Советская энциклопедия, 1981. — С. 101. — 623 с.
  • Эльяш Н. «Бэла» // Советская культура. — 1956. — 31 марта (№ 38 (430)). — С. 3.