Быстрее, чем кролики

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Быстрее, чем кролики
Постер фильма
Жанр комедия
Режиссёр Дмитрий Дьяченко
Продюсер Ростислав Хаит
Леонид Барац
Автор
сценария
Сергей Петрейков
Леонид Барац
Ростислав Хаит
В главных
ролях
Леонид Барац
Александр Демидов
Камиль Ларин
Ростислав Хаит
Оператор Сергей Дышук
Композитор Вадим Самойлов
Глеб Самойлов
Кинокомпания Кейстоун продакшн
Длительность 95 мин. (авторская версия)
99 мин. (режиссёрская версия)
Бюджет 3 млн $
Сборы более 5 млн $
Страна  Россия
Язык русский
Год 2014

«Быстре́е, чем кро́лики» — российский художественный фильм, чёрная комедия, частично пародирующая жанр фильма ужасов. Создан «Квартетом И» по одноимённому спектаклю 2005 года. Премьера фильма в России состоялась 1 января 2014 года.

Это четвёртая совместная работа режиссёра Дмитрия Дьяченко и «Квартета И» после фильмов «День радио», «О чём говорят мужчины» и его продолжения «О чём ещё говорят мужчины».

Структура фильма

Фильм состоит из пролога, основной части, множества флешбеков и эпилога. Существуют две версии фильма: режиссёрская (транслировавшаяся в кинотеатрах и демонстрируемая по большинству телеканалов) и авторская, выпущенная на DVD и Blu-Ray. Эти версии принципиально отличаются друг от друга финалами: концовка авторской версии аналогична финалу спектакля, в ней также убрано большинство промежуточных мультипликационных вставок, вследствие чего она короче на 4 минуты.

Сюжет

Пролог

Герой выходит на улицу и разговаривает по телефону. Слышен только его голос, эпизод показан зрителю «от первого лица», глазами персонажа. Он подходит к машине, открывает дверь, садится в неё — в этот момент изображение на экране прерывают помехи, герой жалуется на плохое самочувствие. Сопровождаемая галлюцинациями, картинка постепенно затемняется, появляется название фильма.

Основная часть

Действие переносится в тёмное помещение, где рядом лежат Лёша (Леонид Барац) и Слава (Ростислав Хаит). Лёша открывает глаза и начинает цитировать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Слава вторит ему. После этого они оба безуспешно пытаются вспомнить, как оказались здесь и что произошло накануне.

Появляется Гарик (Игорь Золотовицкий) и ищет мобильник. Действие переносится обратно к автомобилю: упавший на асфальт телефон постоянно вибрирует — на него приходят СМС с просьбами ответить и срочно перезвонить. Телефон проваливается в решётку сточной канавы, и действие возвращается обратно к героям. Все трое обнаруживают себя в очень странных одеждах и выясняют, что помещение не имеет ни выхода, ни туалета. Более того, здесь вообще нет ни дверей, ни окон. Слава и Лёша узнают, что накануне Гарик обманул их на 5000 долларов.

В следующей комнате друзья натыкаются на могильный памятник в виде сердца, уставленный венками и лентой с посвящением «от Жанны». Все трое начинают бояться по-настоящему. На громко высказанный Гариком вопрос «Мы вообще где?!» в комнате появляется Дмитрий Дибров и под музыку из «Кто хочет стать миллионером?» предлагает Гарику два варианта ответа: «в Караганде» или «на том свете»; Слава замечает, что он был в Караганде и это не она.

Тут появляется транс-дива мадам Жюли (Александр Демидов) и делится с друзьями тем, что помнит. Они переходят в комнату с металлическими стенами и ржавыми лестницами, опасаясь, что находятся в какой-то иной реальности. Жюли отправляется на разведку, находит гроб и в панике убегает обратно к друзьям. Откуда-то сверху раздаётся голос. Друзья пытаются молиться, а к ним на пол падает похмельный капитан ДПС (Камиль Ларин). Гарик проговаривается, что обманул друзей не на пять, а на десять тысяч.

Постепенно появляются ещё два персонажа: Эдик Схисов (Артём Смола), в котором Лёша узнаёт бывшего одноклассника, и (из гроба) проститутка Лена (Екатерина Кузнецова). Всё дальнейшее действие сосредоточено на попытках каждого из присутствующих понять, что происходит и происходило накануне. В воспоминаниях каждого фигурирует бурная пьянка, поездка и огромный «кролик» (Григорий Данцигер). Аналогично сцене с Дибровым, фантазии Гарика каждый раз воплощаются в реальность: то он представил, будто очнулся на пляже, как после кошмара, но его съедает акула; то он ищет гроб — «чёрный ящик» — и слышит голос Бориса Крюка; то он решает, что всё это розыгрыш, и появляется Валдис Пельш с соответствующими словами и музыкой.

Когда друзья окончательно решают, что они умерли, следует сцена Страшного суда. Гарик выступает в качестве подсудимого, Лёша и Слава — свидетели обвинения, капитан ДПС — судья (Бог), «кролик» — прокурор, Эдик — адвокат, Жюли — секретарь. В зале присутствуют жена Гарика (Нонна Гришаева) и его мать, а также присяжные — покойники, умершие различными смертями. Прокурор обвиняет Гарика в нарушении заповедей «не укради» и «не прелюбодействуй», Лёша со Славой узнают, что он украл у них 20 000 $, а жена — о его похождениях на стороне. Адвокат рассказывает случай из биографии Авраама Линкольна о прощении воровства по мелочи, но прокурор и судья решают, что к делу это не имеет отношения. Мать просит не отправлять Гарика в ад, так как у того «слабое сердечко», а жена прощает его и выражает готовность пойти за ним хоть в «геенну огненную».

Следует сцена с застольем в зале с рекой. Герои фантазируют на загробные темы, едят, пьют водку и наслаждаются обществом. По другую сторону реки появляется «кролик», зачитывает цитату из Библии и идёт к столу.

Следует мультипликационная вставка — флешбек «тем, кто смотрит фильм с самого начала, но пока ничего не понимает», а затем — мнимая развязка сюжета.

«Тем, кто смотрит фильм с самого начала, но пока ничего не понимает»

Гарик, Лёша и Слава получают аванс за сценарий и решают это отметить. Выпив у Гарика, они едут в клуб, берут с собой транс-диву Жюли («чтобы было смешно»). Лёше звонит Эдик и просит его встретить в аэропорту. Друзья едут туда, но по дороге заворачивают в интимный салон и берут с собой Лену. По дороге в аэропорт им под колёса падает пьяный капитан ДПС, которого также сажают к себе. Встретив Эдика, они передают его в распоряжение Лены и отправляются в Санкт-Петербург, так как Эдику надо туда на конференцию. Но — «Остаётся неясным, чем закончилась поездка, откуда взялись костюмы, гроб и венки и зачем к ним присоединился „кролик“».

Мнимая развязка

Снявший с себя костюм кролика человек представляется Толей Бешеным. Всё происходящее он объясняет действием наркотиков, которыми угощал друзей. Эдик замечает окна и двери, на что Бешеный констатирует: «Отпускает!»

Эпилог

Все переоделись и собираются расходиться, но Гарик сначала никак не может найти свои вещи, а потом ловит Бешеного на нестыковках, которые тот не скрывал. Тогда Бешеный сообщает ему то, о чём Гарик и сам начал догадываться: «Ты умер только что!» Становится ясно: в прологе Гарик сел в машину и умер там от инсульта. Телефон на асфальте был его телефоном, ему звонил Слава. Всё происходящее в фильме оказалось последним, что пронеслось перед глазами Гарика перед смертью — то, что явилось ему: проститутка, транс, гаишник и лучшие друзья, которых он обманул на самом деле на 30 000 $ . Действие возвращается во двор, где уже стоят скорая и полиция. Гарик в строгом похоронном костюме сидит за рулём автомобиля, где и умер, и Бешеный рядом с ним. Они уезжают в загробный мир. Старушка на лавочке двора читает внуку вслух стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» — это последнее, что услышал Гарик находясь в сознании и, соответственно, первое — в бессознании. Этим заканчивается авторская версия фильма, и этим же завершается спектакль.
В титрах под песню группы «Агата Кристи» «Чёрная луна» (на съёмки клипа на которую они и надели такие костюмы, и отправились к продюсеру Жанне) герои фильма обращаются к зрителям. Каждый комментирует произошедшее от своего лица.

Альтернативная концовка

Гарик и Бешеный едут по туннелю и обсуждают, что будет дальше: похороны, наследство и т. д. На выезде из туннеля они въезжают в белый свет. Начинаются и тут же прекращаются титры. Гарик, Лёша и Слава оказываются в офисе, где Слава дочитывает до конца сценарий фильма — всё произошедшее как бы оказалось написанным ими киносценарием (за который они и получают аванс). Гарик, покидая свой кабинет, хвалит сценарий в целом, но требует, чтобы, во-первых, никто не умирал — это всё-таки комедия, а во-вторых, концовка была связана с Новым годом, так как фильм должен выйти в прокат в праздники. В коридорах своей фирмы Гарик, уходя, последовательно сталкивается со всеми персонажами фильма: Жюли оказывается его сотрудником, Эдик — главбухом, «кролик» Толя Бешеный — аудитором, Лена — секретаршей, а гаишник — охранником. Это объясняет возникновение именно таких образов.

Лёша и Слава обсуждают исправленный финал, в котором всё произошедшее оказывается киносценарием, который они только что читали Гарику. В этот момент Славе звонит Гарик. Разыгрывается сцена «от первого лица», с которой начался фильм: зрители видят глазами Гарика, как он выходит на улицу и разговаривает по телефону, затем подходит к машине, открывает дверь… Начинаются «новогодние» титры, оставляя судьбу Гарика неопределённой.

В ролях

Камео

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик: Дмитрий Дьяченко
  • Авторы сценария: Сергей Петрейков, Леонид Барац, Ростислав Хаит
  • Продюсеры: Леонид Барац, Ростислав Хаит, Сергей Петрейков, Дмитрий Дьяченко, Александр Рубцов
  • Оператор-постановщик: Сергей Дышук
  • Художник-постановщик: Виктор Никоненко
  • Художник по костюмам: Гелена Мартемьянова
  • Художник по декорациям: Алексей Шпекторов
  • Музыка: группа «Агата Кристи»
  • Монтаж: Максим Солиенко, Сергей Васильев
  • Звукорежиссёр: Дмитрий Касьян
  • Оператор steadicam: Сергей Авдонин

Саундтрек

Отзывы

Фильм получил противоречивые отзывы критиков. На сайте «КиноПоиск» средний балл картины — 6,553, на сайте IMDb — 6,40.

Релиз на DVD

Фильм был выпущен на DVD и Blu-Ray 13 февраля 2014 года. На DVD и Blu-ray вышла авторская версия фильма c «авторской» концовкой, соответствующей оригинальной концовке спектакля.

Факты

  • Название спектакля и фильма авторы комментируют так: «Нас часто спрашивают, что означает название пьесы. Спрашивают: быстрее, чем кролики, — что? <…> Сообщаем: быстрее, чем кролики, — ВСЁ. Работаем, веселимся, знакомимся, любим, расстаёмся, суетимся, а в конечном итоге — живём; так и проживаем эту жизнь, и когда она вдруг заканчивается, бывает, что даже оглянуться не на что»[4][5].
  • Друг «Квартета И», сопродюсер трёх их предыдущих фильмов «День радио», «О чём говорят мужчины» и «О чём ещё говорят мужчины» Александр Цекало отказался работать над картиной «Быстрее, чем кролики», объяснив это тем, что не считает одноимённый спектакль их лучшей работой, а также сославшись на загруженность работой над проектами своей продюсерской компании «Среда», но при этом согласился помочь им продать фильм на телеканалы[6]. В результате телепремьера фильма состоялась 5 мая 2014 года на ТНТ, которая прошла с рейтингом 2,6 % и долей 7,8 %, заняв седьмое место в десятке самых популярных передач канала за период с 5 по 11 мая 2014 года[7].
  • Герои переживают все стадии процесса умирания, описанные в книге Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»[8] и также упоминающиеся комиком в фильме Боба Фосси «Весь этот джаз»: «отрицание — ярость — торговля — депрессия — принятие», хотя и не всегда именно в такой последовательности[9].
  • В фильме имеется «флешбэк», демонстрирующий процесс съемок несуществующего музыкального клипа группы «Агата Кристи». К моменту выхода картины в прокат коллектива уже четыре года не существовало, о чём также сообщается в фильме. Музыканты были специально приглашены для этой сцены.
  • Сюжет фильма схож с сюжетом фильма «Чистая формальность»: писатель (Депардьё), обнаруживает себя в лесу и попадает к полицейскому комиссару (Роман Полански), который то беседует с ним, то допрашивает, цитируя наизусть отрывки из его произведений. То, что главный герой на самом деле умер, обнаруживается в самом конце.

Примечания

  1. В газетной статье «Трансы в трансе: „Мадам Жюли“ отбросила каблуки» можно рассмотреть имя и фамилию трансвестита — Геннадий Захаров.
  2. В титрах основного действия и во вставной сцене DVD-версии фильма указано имя капитана — Виталий: «В данный момент капитан ГИБДД Виталий Егоров писает в фикус. Изображение удалено по требованию Министерства культуры».
  3. В альтернативной концовке секретарша называет его Эдуардом Ефимовичем.
  4. Квартет И. Быстрее, чем кролики. 2005 г. // Шесть комедий. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 226. — 512 с. — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-699-50872-3.
  5. Камиль Ларин: «День выборов — 2» получился слишком документально-художественным. Актер «Квартета И» и заодно генерал-лейтенант ФСБ Камиль Ренатович в гостях у Давида Шнейдерова на Радио «Комсомольская правда» [аудио]. Радио «Комсомольская правда» (25 февраля 2016). — «„Быстрее, чем кролики“ спектакль, по сути дела, это единственная пьеса комедийная, в которой у нас человек умирает. Не далее как сегодня спектакль „Быстрее, чем кролики“, мы будем смеяться над смертью. А тут что смеяться над ней? Мы говорим о неизбежности. То, что жизнь проходит так быстро, даже быстрее, чем кролики делают своё дело. А они это делают очень быстро. Так вот, жизнь — миг. Но мы не заигрываем с жизнью и с смертью. Мы просто говорим, что это неизбежно.». Дата обращения: 27 февраля 2016. Архивировано 27 февраля 2016 года.
  6. Александр Цекало: «Зарекался, но теперь хочу спродюсировать фильм с матами». Вести. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  7. ТВ программы-лидеры на каналах среди россиян (05 — 11.05.2014). Advertology. Дата обращения: 30 декабря 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.
  8. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании = On death and dying. — New York: Charles Scribner's Sons, 1969. — С. 260. — ISBN 0-02-605060-9. Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine.
  9. Орлов С. Сказка, рассказанная утром. Рецензия на фильм «Быстрее, чем кролики». Рецензии на фильм «Быстрее, чем кролики». Афиша Mail.Ru (26 декабря 2013). Дата обращения: 8 апреля 2014. Архивировано 27 февраля 2016 года.

Литература

Квартет И. Быстрее, чем кролики. 2005 г. // Шесть комедий. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 225—302. — 512 с. — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-699-50872-3.