Быстрее, чем кролики
Быстрее, чем кролики | |
---|---|
Жанр | комедия |
Режиссёр | Дмитрий Дьяченко |
Продюсер |
Ростислав Хаит Леонид Барац |
Автор сценария |
Сергей Петрейков Леонид Барац Ростислав Хаит |
В главных ролях |
Леонид Барац Александр Демидов Камиль Ларин Ростислав Хаит |
Оператор | Сергей Дышук |
Композитор |
Вадим Самойлов Глеб Самойлов |
Кинокомпания | Кейстоун продакшн |
Длительность |
95 мин. (авторская версия) 99 мин. (режиссёрская версия) |
Бюджет | 3 млн $ |
Сборы | более 5 млн $ |
Страна | Россия |
Язык | русский |
Год | 2014 |
«Быстре́е, чем кро́лики» — российский художественный фильм, чёрная комедия, частично пародирующая жанр фильма ужасов. Создан «Квартетом И» по одноимённому спектаклю 2005 года. Премьера фильма в России состоялась 1 января 2014 года.
Это четвёртая совместная работа режиссёра Дмитрия Дьяченко и «Квартета И» после фильмов «День радио», «О чём говорят мужчины» и его продолжения «О чём ещё говорят мужчины».
Структура фильма
Фильм состоит из пролога, основной части, множества флешбеков и эпилога. Существуют две версии фильма: режиссёрская (транслировавшаяся в кинотеатрах и демонстрируемая по большинству телеканалов) и авторская, выпущенная на DVD и Blu-Ray. Эти версии принципиально отличаются друг от друга финалами: концовка авторской версии аналогична финалу спектакля, в ней также убрано большинство промежуточных мультипликационных вставок, вследствие чего она короче на 4 минуты.
Сюжет
Пролог
Герой выходит на улицу и разговаривает по телефону. Слышен только его голос, эпизод показан зрителю «от первого лица», глазами персонажа. Он подходит к машине, открывает дверь, садится в неё — в этот момент изображение на экране прерывают помехи, герой жалуется на плохое самочувствие. Сопровождаемая галлюцинациями, картинка постепенно затемняется, появляется название фильма.
Основная часть
Действие переносится в тёмное помещение, где рядом лежат Лёша (Леонид Барац) и Слава (Ростислав Хаит). Лёша открывает глаза и начинает цитировать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Слава вторит ему. После этого они оба безуспешно пытаются вспомнить, как оказались здесь и что произошло накануне.
Появляется Гарик (Игорь Золотовицкий) и ищет мобильник. Действие переносится обратно к автомобилю: упавший на асфальт телефон постоянно вибрирует — на него приходят СМС с просьбами ответить и срочно перезвонить. Телефон проваливается в решётку сточной канавы, и действие возвращается обратно к героям. Все трое обнаруживают себя в очень странных одеждах и выясняют, что помещение не имеет ни выхода, ни туалета. Более того, здесь вообще нет ни дверей, ни окон. Слава и Лёша узнают, что накануне Гарик обманул их на 5000 долларов.
В следующей комнате друзья натыкаются на могильный памятник в виде сердца, уставленный венками и лентой с посвящением «от Жанны». Все трое начинают бояться по-настоящему. На громко высказанный Гариком вопрос «Мы вообще где?!» в комнате появляется Дмитрий Дибров и под музыку из «Кто хочет стать миллионером?» предлагает Гарику два варианта ответа: «в Караганде» или «на том свете»; Слава замечает, что он был в Караганде и это не она.
Тут появляется транс-дива мадам Жюли (Александр Демидов) и делится с друзьями тем, что помнит. Они переходят в комнату с металлическими стенами и ржавыми лестницами, опасаясь, что находятся в какой-то иной реальности. Жюли отправляется на разведку, находит гроб и в панике убегает обратно к друзьям. Откуда-то сверху раздаётся голос. Друзья пытаются молиться, а к ним на пол падает похмельный капитан ДПС (Камиль Ларин). Гарик проговаривается, что обманул друзей не на пять, а на десять тысяч.
Постепенно появляются ещё два персонажа: Эдик Схисов (Артём Смола), в котором Лёша узнаёт бывшего одноклассника, и (из гроба) проститутка Лена (Екатерина Кузнецова). Всё дальнейшее действие сосредоточено на попытках каждого из присутствующих понять, что происходит и происходило накануне. В воспоминаниях каждого фигурирует бурная пьянка, поездка и огромный «кролик» (Григорий Данцигер). Аналогично сцене с Дибровым, фантазии Гарика каждый раз воплощаются в реальность: то он представил, будто очнулся на пляже, как после кошмара, но его съедает акула; то он ищет гроб — «чёрный ящик» — и слышит голос Бориса Крюка; то он решает, что всё это розыгрыш, и появляется Валдис Пельш с соответствующими словами и музыкой.
Когда друзья окончательно решают, что они умерли, следует сцена Страшного суда. Гарик выступает в качестве подсудимого, Лёша и Слава — свидетели обвинения, капитан ДПС — судья (Бог), «кролик» — прокурор, Эдик — адвокат, Жюли — секретарь. В зале присутствуют жена Гарика (Нонна Гришаева) и его мать, а также присяжные — покойники, умершие различными смертями. Прокурор обвиняет Гарика в нарушении заповедей «не укради» и «не прелюбодействуй», Лёша со Славой узнают, что он украл у них 20 000 $, а жена — о его похождениях на стороне. Адвокат рассказывает случай из биографии Авраама Линкольна о прощении воровства по мелочи, но прокурор и судья решают, что к делу это не имеет отношения. Мать просит не отправлять Гарика в ад, так как у того «слабое сердечко», а жена прощает его и выражает готовность пойти за ним хоть в «геенну огненную».
Следует сцена с застольем в зале с рекой. Герои фантазируют на загробные темы, едят, пьют водку и наслаждаются обществом. По другую сторону реки появляется «кролик», зачитывает цитату из Библии и идёт к столу.
Следует мультипликационная вставка — флешбек «тем, кто смотрит фильм с самого начала, но пока ничего не понимает», а затем — мнимая развязка сюжета.
«Тем, кто смотрит фильм с самого начала, но пока ничего не понимает»
Гарик, Лёша и Слава получают аванс за сценарий и решают это отметить. Выпив у Гарика, они едут в клуб, берут с собой транс-диву Жюли («чтобы было смешно»). Лёше звонит Эдик и просит его встретить в аэропорту. Друзья едут туда, но по дороге заворачивают в интимный салон и берут с собой Лену. По дороге в аэропорт им под колёса падает пьяный капитан ДПС, которого также сажают к себе. Встретив Эдика, они передают его в распоряжение Лены и отправляются в Санкт-Петербург, так как Эдику надо туда на конференцию. Но — «Остаётся неясным, чем закончилась поездка, откуда взялись костюмы, гроб и венки и зачем к ним присоединился „кролик“».
Мнимая развязка
Снявший с себя костюм кролика человек представляется Толей Бешеным. Всё происходящее он объясняет действием наркотиков, которыми угощал друзей. Эдик замечает окна и двери, на что Бешеный констатирует: «Отпускает!»
Эпилог
Все переоделись и собираются расходиться, но Гарик сначала никак не может найти свои вещи, а потом ловит Бешеного на нестыковках, которые тот не скрывал. Тогда Бешеный сообщает ему то, о чём Гарик и сам начал догадываться: «Ты умер только что!» Становится ясно: в прологе Гарик сел в машину и умер там от инсульта. Телефон на асфальте был его телефоном, ему звонил Слава. Всё происходящее в фильме оказалось последним, что пронеслось перед глазами Гарика перед смертью — то, что явилось ему: проститутка, транс, гаишник и лучшие друзья, которых он обманул на самом деле на 30 000 $ . Действие возвращается во двор, где уже стоят скорая и полиция. Гарик в строгом похоронном костюме сидит за рулём автомобиля, где и умер, и Бешеный рядом с ним. Они уезжают в загробный мир. Старушка на лавочке двора читает внуку вслух стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» — это последнее, что услышал Гарик находясь в сознании и, соответственно, первое — в бессознании. Этим заканчивается авторская версия фильма, и этим же завершается спектакль.
В титрах под песню группы «Агата Кристи» «Чёрная луна» (на съёмки клипа на которую они и надели такие костюмы, и отправились к продюсеру Жанне) герои фильма обращаются к зрителям. Каждый комментирует произошедшее от своего лица.
Альтернативная концовка
Гарик и Бешеный едут по туннелю и обсуждают, что будет дальше: похороны, наследство и т. д. На выезде из туннеля они въезжают в белый свет. Начинаются и тут же прекращаются титры. Гарик, Лёша и Слава оказываются в офисе, где Слава дочитывает до конца сценарий фильма — всё произошедшее как бы оказалось написанным ими киносценарием (за который они и получают аванс). Гарик, покидая свой кабинет, хвалит сценарий в целом, но требует, чтобы, во-первых, никто не умирал — это всё-таки комедия, а во-вторых, концовка была связана с Новым годом, так как фильм должен выйти в прокат в праздники. В коридорах своей фирмы Гарик, уходя, последовательно сталкивается со всеми персонажами фильма: Жюли оказывается его сотрудником, Эдик — главбухом, «кролик» Толя Бешеный — аудитором, Лена — секретаршей, а гаишник — охранником. Это объясняет возникновение именно таких образов.
Лёша и Слава обсуждают исправленный финал, в котором всё произошедшее оказывается киносценарием, который они только что читали Гарику. В этот момент Славе звонит Гарик. Разыгрывается сцена «от первого лица», с которой начался фильм: зрители видят глазами Гарика, как он выходит на улицу и разговаривает по телефону, затем подходит к машине, открывает дверь… Начинаются «новогодние» титры, оставляя судьбу Гарика неопределённой.
В ролях
- Леонид Барац — Лёша
- Александр Демидов — транс-дива мадам Жюли[1] / администратор Геннадий Захаров (в альтернативной концовке)
- Камиль Ларин — капитан ДПС ГИБДД В. С. Егоров[2] / охранник (в альтернативной концовке)
- Ростислав Хаит — Слава
- Игорь Золотовицкий — Гарик (Игорь Яковлевич) Пономарёв
- Нонна Гришаева — Света, жена Гарика
- Артём Смола — Эдуард Евгеньевич[3] Схисов (Эдик) / в альтернативной концовке — главный бухгалтер фирмы Гарика
- Екатерина Кузнецова — Лена, проститутка / секретарша (в альтернативной версии)
- Григорий Данцигер — инквизитор / прокурор / кролик / Толя Бешеный / аудитор Анатолий Константинович (в альтернативной версии)
- Владимир Горюшин — начальник ГИБДД
- Анвар Либабов — инквизитор
- Константин Чепурин — больной
- Юрий Деркач — голос за кадром
Камео
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик: Дмитрий Дьяченко
- Авторы сценария: Сергей Петрейков, Леонид Барац, Ростислав Хаит
- Продюсеры: Леонид Барац, Ростислав Хаит, Сергей Петрейков, Дмитрий Дьяченко, Александр Рубцов
- Оператор-постановщик: Сергей Дышук
- Художник-постановщик: Виктор Никоненко
- Художник по костюмам: Гелена Мартемьянова
- Художник по декорациям: Алексей Шпекторов
- Музыка: группа «Агата Кристи»
- Монтаж: Максим Солиенко, Сергей Васильев
- Звукорежиссёр: Дмитрий Касьян
- Оператор steadicam: Сергей Авдонин
Саундтрек
- Агата Кристи — «Чёрная луна», «Легион», «Весёлый мир», «Целовались и плакали», «Сказочная тайга», «Днём и ночью», «Секрет», «Дорога паука», «Ползет», «Аусвайс»
Отзывы
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Фильм получил противоречивые отзывы критиков. На сайте «КиноПоиск» средний балл картины — 6,553, на сайте IMDb — 6,40.
Релиз на DVD
Фильм был выпущен на DVD и Blu-Ray 13 февраля 2014 года. На DVD и Blu-ray вышла авторская версия фильма c «авторской» концовкой, соответствующей оригинальной концовке спектакля.
Факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. |
- Название спектакля и фильма авторы комментируют так: «Нас часто спрашивают, что означает название пьесы. Спрашивают: быстрее, чем кролики, — что? <…> Сообщаем: быстрее, чем кролики, — ВСЁ. Работаем, веселимся, знакомимся, любим, расстаёмся, суетимся, а в конечном итоге — живём; так и проживаем эту жизнь, и когда она вдруг заканчивается, бывает, что даже оглянуться не на что»[4][5].
- Друг «Квартета И», сопродюсер трёх их предыдущих фильмов «День радио», «О чём говорят мужчины» и «О чём ещё говорят мужчины» Александр Цекало отказался работать над картиной «Быстрее, чем кролики», объяснив это тем, что не считает одноимённый спектакль их лучшей работой, а также сославшись на загруженность работой над проектами своей продюсерской компании «Среда», но при этом согласился помочь им продать фильм на телеканалы[6]. В результате телепремьера фильма состоялась 5 мая 2014 года на ТНТ, которая прошла с рейтингом 2,6 % и долей 7,8 %, заняв седьмое место в десятке самых популярных передач канала за период с 5 по 11 мая 2014 года[7].
- Герои переживают все стадии процесса умирания, описанные в книге Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»[8] и также упоминающиеся комиком в фильме Боба Фосси «Весь этот джаз»: «отрицание — ярость — торговля — депрессия — принятие», хотя и не всегда именно в такой последовательности[9].
- В фильме имеется «флешбэк», демонстрирующий процесс съемок несуществующего музыкального клипа группы «Агата Кристи». К моменту выхода картины в прокат коллектива уже четыре года не существовало, о чём также сообщается в фильме. Музыканты были специально приглашены для этой сцены.
- Сюжет фильма схож с сюжетом фильма «Чистая формальность»: писатель (Депардьё), обнаруживает себя в лесу и попадает к полицейскому комиссару (Роман Полански), который то беседует с ним, то допрашивает, цитируя наизусть отрывки из его произведений. То, что главный герой на самом деле умер, обнаруживается в самом конце.
Примечания
- ↑ В газетной статье «Трансы в трансе: „Мадам Жюли“ отбросила каблуки» можно рассмотреть имя и фамилию трансвестита — Геннадий Захаров.
- ↑ В титрах основного действия и во вставной сцене DVD-версии фильма указано имя капитана — Виталий: «В данный момент капитан ГИБДД Виталий Егоров писает в фикус. Изображение удалено по требованию Министерства культуры».
- ↑ В альтернативной концовке секретарша называет его Эдуардом Ефимовичем.
- ↑ Квартет И. Быстрее, чем кролики. 2005 г. // Шесть комедий. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 226. — 512 с. — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-699-50872-3.
- ↑ Камиль Ларин: «День выборов — 2» получился слишком документально-художественным. Актер «Квартета И» и заодно генерал-лейтенант ФСБ Камиль Ренатович в гостях у Давида Шнейдерова на Радио «Комсомольская правда» [аудио] . Радио «Комсомольская правда» (25 февраля 2016). — «„Быстрее, чем кролики“ спектакль, по сути дела, это единственная пьеса комедийная, в которой у нас человек умирает. Не далее как сегодня спектакль „Быстрее, чем кролики“, мы будем смеяться над смертью. А тут что смеяться над ней? Мы говорим о неизбежности. То, что жизнь проходит так быстро, даже быстрее, чем кролики делают своё дело. А они это делают очень быстро. Так вот, жизнь — миг. Но мы не заигрываем с жизнью и с смертью. Мы просто говорим, что это неизбежно.». Дата обращения: 27 февраля 2016. Архивировано 27 февраля 2016 года.
- ↑ Александр Цекало: «Зарекался, но теперь хочу спродюсировать фильм с матами» . Вести. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
- ↑ ТВ программы-лидеры на каналах среди россиян (05 — 11.05.2014) . Advertology. Дата обращения: 30 декабря 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.
- ↑ Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании = On death and dying. — New York: Charles Scribner's Sons, 1969. — С. 260. — ISBN 0-02-605060-9. Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine.
- ↑ Орлов С. Сказка, рассказанная утром. Рецензия на фильм «Быстрее, чем кролики» . Рецензии на фильм «Быстрее, чем кролики». Афиша Mail.Ru (26 декабря 2013). Дата обращения: 8 апреля 2014. Архивировано 27 февраля 2016 года.
Литература
Квартет И. Быстрее, чем кролики. 2005 г. // Шесть комедий. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 225—302. — 512 с. — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-699-50872-3.