Буллок-Ломбард
Буллок-Ломбард | |
---|---|
Буллок-Ломбард | |
Классификация | САУ (бронетрактор) |
Экипаж, чел. | 6—8 |
История | |
Производитель | завод «Неф-Филд» в Таганроге |
Годы разработки | 1919 |
Годы производства | 1919 |
Количество выпущенных, шт. | не менее 2 |
Основные операторы | |
Бронирование | |
Тип брони | противопульная, стальная (бронещит) |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 120-мм пушка Канэ |
Тип пушки | нарезная |
Подвижность | |
Скорость по шоссе, км/ч | до 10 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | до 8 |
Тип подвески | жёсткая |
«Буллок-Ломбард» — белогвардейская импровизированная самоходная артиллерийская установка на шасси полугусеничного трактора американской фирмы Lombard (проходившего в документах того времени как Bullock-Lombard), использовавшаяся ВСЮР и, впоследствии, РСФСР[1][2]. Один из наиболее ранних образцов САУ.
История создания
Помимо бронетракторов, в период Гражданской войны в России активно использовались импровизированные самоходные артиллерийские установки на тракторной базе.
Сама идея приспособить тракторное шасси для этого выдвигалась и ранее — ещё в период Первой мировой войны проекты таких машин разрабатывались во Франции, США и Великобритании и в собственно Российской империи — но полноценно реализовать её на практике и использовать в бою впервые удалось на территории уже бывшей империи Белому движению. В 1919 году по заказу ВСЮР на заводе Нельф-Вильде в Таганроге приступили к бронированию и вооружению тракторов Clayton и Bullock-Lombard, переоборудованных в САУ путём установки 120-мм морского орудия и массивного броневого щита в задней части. Впоследствии данные машины весьма успешно применялись в боевых действиях[1][2].
Точное количество построенных на базе «Буллок-Ломбарда» САУ остается неизвестным, но по фотоматериалам доподлинно известно, что было создано не менее двух таких машин[1]. Общее количество подобных машин на различных шасси было невелико — по-видимому, в общей сложности были построены единицы САУ всех типов[1][2].
Описание конструкции
Этот раздел не завершён. |
На «Буллок-Ломбард» устанавливалась 120-мм пушка Канэ. От обычных тракторов эти импровизированные САУ отличались также наличием бронещита[1][2].
Операторы
- Белое движение
- РСФСР — не менее 2 трофейных машин[1]
Боевое применение
Все выпущенные артиллерийские бронетракторы входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказского фронта и на протяжении нескольких месяцев применялись в боях против частей РККА. Весной 1920 года, во время боёв на Кубани, несколько САУ на базе тракторов «Клейтон» и «Баллок-Ломбард» были захвачены силами Красной Армии. Трофейные машины были введены в состав 34-го сводного гаубичного дивизиона 9-й Кубанской Армии. Одна из батарей артиллерийских тракторов была потеряна 18 августа 1920 года во время отражения десанта генерала Улагая, судьба же остальных машин остаётся неизвестной[1][2].
Оценка машины
Этот раздел не завершён. |
Сохранившиеся экземпляры
По всей видимости, все импровизированные САУ на базе тракторов «Буллок-Ломбард» были разбронированы и разоружены в 1920-х годах после прекращения боевых действий и какое-то время использовались по своему первоначальному назначению в народном хозяйстве, после чего пошли на слом[2].
Литература
Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С. Бронетрактора // Танки Гражданской войны (Армада №14). — М.: Экспринт, 1999. — С. 17—19. — 58 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Коломиец, Мощанский, Ромадин, 1999, с. 17—19.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Самоходные артиллерийские установки на шасси тракторов Bullock-Lombard и Clayton (недоступная ссылка). Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 6 апреля 2012 года.
Ссылки
- Самоходные артиллерийские установки на шасси тракторов Bullock-Lombard и Clayton (недоступная ссылка). Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 6 апреля 2012 года.