Буллок-Ломбард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Буллок-Ломбард
Импровизированная полубронированная САУ на базе трактора «Буллок-Ломбард», вид справа. Южный фронт, 1920 годИмпровизированная полубронированная САУ на базе трактора «Буллок-Ломбард», вид справа. Южный фронт, 1920 год
Буллок-Ломбард
Классификация САУ (бронетрактор)
Экипаж, чел. 6—8
История
Производитель Белое движение завод «Неф-Филд» в Таганроге
Годы разработки 1919
Годы производства 1919
Количество выпущенных, шт. не менее 2
Основные операторы Белое движениеРоссийская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони противопульная, стальная (бронещит)
Вооружение
Калибр и марка пушки 120-мм пушка Канэ
Тип пушки нарезная
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч до 10
Скорость по пересечённой местности, км/ч до 8
Тип подвески жёсткая
Две захваченных РККА САУ на базе трактора «Буллок-Ломбард» (в центре — небронированный трактор другой фирмы). Кавказский фронт, 1920 год

«Буллок-Ломбард»белогвардейская импровизированная самоходная артиллерийская установка на шасси полугусеничного трактора американской фирмы Lombard (проходившего в документах того времени как Bullock-Lombard), использовавшаяся ВСЮР и, впоследствии, РСФСР[1][2]. Один из наиболее ранних образцов САУ.

История создания

Помимо бронетракторов, в период Гражданской войны в России активно использовались импровизированные самоходные артиллерийские установки на тракторной базе.

Сама идея приспособить тракторное шасси для этого выдвигалась и ранее — ещё в период Первой мировой войны проекты таких машин разрабатывались во Франции, США и Великобритании и в собственно Российской империи — но полноценно реализовать её на практике и использовать в бою впервые удалось на территории уже бывшей империи Белому движению. В 1919 году по заказу ВСЮР на заводе Нельф-Вильде в Таганроге приступили к бронированию и вооружению тракторов Clayton и Bullock-Lombard, переоборудованных в САУ путём установки 120-мм морского орудия и массивного броневого щита в задней части. Впоследствии данные машины весьма успешно применялись в боевых действиях[1][2].

Точное количество построенных на базе «Буллок-Ломбарда» САУ остается неизвестным, но по фотоматериалам доподлинно известно, что было создано не менее двух таких машин[1]. Общее количество подобных машин на различных шасси было невелико — по-видимому, в общей сложности были построены единицы САУ всех типов[1][2].

Описание конструкции

На «Буллок-Ломбард» устанавливалась 120-мм пушка Канэ. От обычных тракторов эти импровизированные САУ отличались также наличием бронещита[1][2].

Операторы

Боевое применение

Все выпущенные артиллерийские бронетракторы входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказского фронта и на протяжении нескольких месяцев применялись в боях против частей РККА. Весной 1920 года, во время боёв на Кубани, несколько САУ на базе тракторов «Клейтон» и «Баллок-Ломбард» были захвачены силами Красной Армии. Трофейные машины были введены в состав 34-го сводного гаубичного дивизиона 9-й Кубанской Армии. Одна из батарей артиллерийских тракторов была потеряна 18 августа 1920 года во время отражения десанта генерала Улагая, судьба же остальных машин остаётся неизвестной[1][2].

Оценка машины

Сохранившиеся экземпляры

По всей видимости, все импровизированные САУ на базе тракторов «Буллок-Ломбард» были разбронированы и разоружены в 1920-х годах после прекращения боевых действий и какое-то время использовались по своему первоначальному назначению в народном хозяйстве, после чего пошли на слом[2].

Литература

Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С. Бронетрактора // Танки Гражданской войны (Армада №14). — М.: Экспринт, 1999. — С. 17—19. — 58 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Коломиец, Мощанский, Ромадин, 1999, с. 17—19.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Самоходные артиллерийские установки на шасси тракторов Bullock-Lombard и Clayton (недоступная ссылка). Энциклопедия авиации и бронетанковой техники Aviarmor. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 6 апреля 2012 года.

Ссылки