Бронированный трактор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бронетрактор»)
Бронетрактор «Ахтырец» на улицах Москвы. 4 ноября 1917 года
Импровизированный танк «На испуг» периода Великой Отечественной войны, получивший очень широкую известность и ставший наиболее знаменитым из бронетракторов
Хорватский бронированный трактор (импровизированный бронетранспортёр) Straško периода войны в Хорватии, созданный риекским заводом Torpedo на базе колёсного сельскохозяйственного трактора. Данный бронетрактор, выпущенный малой серией, отличается хорошо продуманной конструкцией и качеством изготовления, фактически представляя собой полноценную боевую машину, по характеристикам сопоставимую с бронетранспортёрами специальной постройки[1]

Бронированный трактор (броневой трактор) — импровизированная боевая машина (обычно эквивалент бронеавтомобиля, импровизированный танк или САУ) на тракторной базе.

Причиной возникновения бронетрактора первоначально послужила низкая проходимость бронеавтомобилей; впоследствии такие боевые машины, как правило, создавались в условиях нужды в броневом вооружении и технике в сочетании с невозможностью либо сложностью производства или поставки полноценных гусеничных и колёсных боевых машин.

История

Идея соединения бронеавтомобиля и тракторной базы принадлежит полковнику артиллерии Н. А. Гулькевичу, в июле 1915 года получившему патент на своё изобретение. Такие машины активно использовались в период Первой и Второй мировой войны, а также в ряде вооружённых конфликтов межвоенного периода (в частности, во время гражданской войны в России и в Испании); как правило, это были импровизированные машины, но существовали и бронированные тракторы заводской постройки.

В 1930-е годы в Союзе ССР бронетракторы (так называемые суррогатные танки по официальной классификации того времени) считались перспективными в качестве дешёвых и простых в производстве и при этом сравнительно эффективных суррогатов полноценных танков для усиления войсковых соединений, нуждавшихся в бронетехнике, в которые могли быть быстро переоборудованы на любом тракторном заводе обычные сельскохозяйственные машины. Разработки в данном направлении были прекращены в связи с делом Тухачевского.

В начале 1930-х годов в СССР для испытаний был построен колёсный бронетрактор «Фордзон».

В 1932 году был отмечен случай постройки бронетрактора для испытаний в Мексике, в 1935 году — переоборудование гусеничного трактора «Катерпиллар» в «бронированный танк-трактор» в США[2].

Бронетракторы вместе с полукустарными бронеавтомобилями «Тизнаос» применялись в ходе гражданской войны в Испании 1936—1939 годов.

После начала Великой Отечественной войны летом 1941 года один вооружённый станковым пулемётом бронетрактор был построен на острове Хийумаа по распоряжению штаба Северного укреплённого сектора[3] (по другим данным, при обороне Моонзундских островов были построены 4 бронетрактора, вооружённых пулемётами[4]), во время обороны Одессы в городе выпускались бронетракторы НИ-1 на базе трактора СТЗ-НАТИ, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов ХТЗ-16 на базе трактора СТЗ-3 было выпущено Харьковским тракторным заводом.

Также есть обрывочные сведения о импровизированном танке[5], который был собран в 1943 году в подконтрольной УПА военной мастерской в районе Ковеля, который использовался в боях с польской Армией крайовой. По некоторым сведениям[6], бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5.

В наши дни бронированные тракторы изредка применяются в горячих точках бывшего СССР и некоторых других регионов (например, колёсные бронированные тракторы Straško заводского изготовления активно применялись во время войны в Хорватии)[1].

В 2004 году в городе Грэнби (штат Колорадо, США) бронированный гусеничный бульдозер Komatsu D355A (известный также как Killdozer) был построен Марвином Химейером.

С 2017 года бронетрактора (бронебульдозеры) на заказ выпускаются также на ЧТЗ[7][8][9].

Примеры

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Jereb Vojislav. Croatian Improvised AFVs 1991—1995 = Improvizirana oklopna vozila 1991.—1995. / Vojislav Jereb, David Spencer. — Rijeka: Adamić, 2002. — P. 20—21, 54, 86, 94. — 96 p. — ISBN 953-219-025-2.
  2. Переделка трактора в танк // газета «Красная звезда», № 207 от 8 сентября 1935 года.
  3. А. Б. Столяров. До последнего патрона // Таллин в огне. Сборник воспоминаний участников обороны Таллина и Моонзундского архипелага (7 июля — 2 декабря 1941 года) Таллин, «Ээсти раамат», 1970. стр.276-283
  4. Танки на Моонзунде Архивная копия от 28 октября 2012 на Wayback Machine
  5. Что мы знаем о себе? (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 31-05-2013 [4223 дня])
  6. Бесславные ублюдки (о экспериментальных моделях танков). Архивировано 31 мая 2013 года.
  7. ЧТЗ выпустил первую партию бронетракторов // Статья от 16.11.2017 г. Журнал «Прогресс Технологий».
  8. Челябинский тракторный завод осуществил поставку бульдозера Б10М.0101Е для Росгвардии // Статья от 08.11.2018 г. Журнал «Прогресс Технологий».
  9. Броней по льду: войска в Арктике получили спецбульдозеры Архивная копия от 31 марта 2019 на Wayback Machine // Статья от 26.03.2019 г. «Известия». А. Рамм, Б. Степовой.

Литература