Бруни, Антон Осипович
Антон Осипович Бруни | |
---|---|
Имя при рождении | Антонио Бароффио Бруни |
Дата рождения | 17 февраля 1762 |
Место рождения | Мендризио, Швейцария |
Дата смерти | ок. 1825 |
Место смерти | Марьино, Льговского уезда, Курской губернии (ныне Рыльский район Курской области). |
Страна | Швейцария, Российская империя |
Жанр | Монументальная живопись, Станковая живопись |
Учёба | Неизвестно |
Антонио Бароффи(о) Бруни, в России известный, как Антон(ий) Осипович Бруни (17 февраля 1762, Мендризио — 1825, Марьино) — русский художник итало-швейцарского происхождения, основатель художественной династии Бруни, наряду с династиями Бенуа и Лансере — одной из известнейших российских художественных династий.
Происхождение и жизнь до приезда в Россию
Российская версия
Российская версия биографии Антона Осиповича Бруни до его переезда в Россию сформировалась уже в XIX веке, и была приведена, в частности, в Русском биографическом словаре[1], а также в 162-страничной биографии сына А. М. Бруни, художника Фёдора Антоновича Бруни, написанной А. В. Половцовым[2].
Согласно этой версии, фамилия Бруни распространена среди италоязычных швейцарцев, одной из четырёх групп коренного населения Швейцарии. Антонио Бароффио Бруни родился в 1767 году в итало-швейцарском городке Мендризио (современный кантон Тичино) в семье Джузеппе Бруни и его жены.
В Русском биографическом словаре указывается, что Антонио Бруни получил художественное образование в Италии, долгое время проживал в этой стране, а во времена императора Павла I переехал в Россию. Современный представитель династии, Наталья Ивановна Бруни, в своём подробном интервью[3] сообщает, что по профессии Антонио Бруни был ювелиром; участвовал в Швейцарском походе Суворова на стороне России или союзной ей Австрии (что не исключено, так как многие современники-швейцарцы положительно восприняли появление русской армии в занятой французами Швейцарии), а в 1807 году[4] (по другим данным, в 1806 или 1808 году[5]), то есть в возрасте около сорока лет, перебрался с семьёй в Россию. Сам он писал, что причиной его переезда были гонения со стороны наполеоновского правительства, которые обрушились на него за его приверженность отечеству (Швейцарии)[6].
Существует точка зрения, согласно которой Антонио Бруни до приезда в Россию учился в Римской академии художеств, после чего сперва вернулся в Швейцарию. В Швейцарии он принадлежал к привилегированным слоям общества и занимал должность консула кантона. Был членом Миланской академии художеств. Писать картины начал ещё в Швейцарии. Во время Швейцарского похода А. В. Суворова служил на обер-офицерских должностях[7].
Швейцарская версия
Швейцарский исторический словарь приводит иную версию биографии художника. Урождённый Антонио Бароффио, он родился в Мендризио 17 февраля 1762 года в семье гравировщика (человека, наносящего резной узор на поверхности металлических предметов). Мать будущего художника, Анжела Поцци, была дочерью штукатура. Художественное образование Бароффио получил сперва в Генуе, где тесно общался с другими выходцами из Тичино, а затем в Милане, в Академии Брера. Окончив эту академию в 1789 году, он следующие 18 лет проработал на Монетном дворе в Милане, и, обвинённый в 1809 году в краже казённых сумм, бежал в Россию, поменяв фамилию. В Россию с ним уехала жена, Магдалена Боссарт, уроженка Вюрцбурга, и малолетние дети.
Живя в Милане, Бароффио занимался также и живописью и не терял связь с родной Швейцарией. На родине художника сохранились написанные им несколько картин с религиозными сценами и большое полотно под названием «La rigenerazione del Ticino» (1805). Выполненное по случаю вступления кантона Тичино в Швейцарскую конфедерацию, оно вплоть до 1960 года украшало зал Большого Совета в столице кантона, городе Беллинцона[8].
Версия Швейцарского словаря, однако, верна лишь отчасти. Представляется почти несомненным, что Бруни перед эмиграцией в Россию проживал в Тичино, где занимал пост советника недавно созданного отдельного кантона (до 1803 года Тичино полноправным кантоном не был). Именно там он работал над картинами, там носил официальный гражданский мундир и получил две медали (с которыми изображён на автопортрете), и оттуда с женой и детьми переехал в город Санкт-Петербург.
Жизнь в России
В России Бруни был принят благосклонно и вскоре получил место «живописных и скульптурных дел мастера при царскосельских дворцах», где, как считается, в основном занимался реставрацией картин. Занимал эту должность с 1808 по 1817 год.
В этот период Бруни был знаком с учениками Царскосельского лицея, в частности, с А. С. Пушкиным[9]. Семья Бруни жила в непосредственной близости от лицея. Лицеисты были ровесниками сыновей художника и часто наведывались к ним в дом. Данзас, Пушкин, Лангер и другие часто бывали там запросто, угощались конфетами и поддерживали дружеские связи с хозяевами дома[2].
Бруни был знаком также с Н. М. Карамзиным, проживавшем там же в Царском Селе в одном из флигелей, который ему для работы выделил император[10].
21 января 1815 года Бруни представил две своих картины совету Академии Художеств и попросил признать его назначенным в академики. Для подтверждения мастерства ему дали задание создать картину на сюжет «Страдания Иова»[11]. В августе того же года Бруни закончил работу над картиной и представил её в Академию художеств, после чего 1 сентября[12] получил звание академика исторической живописи[13].
В 1817 году художник переехал в Москву, где много работал по заказам князей Куракиных и Барятинских. С 1820 года он также преподавал живопись в Благородном пансионе при московском университете. В марте 1825 года художник получил в пансионе двухмесячный отпуск, для исполнения крупного заказа в Льговском уезде Курской губернии. Речь шла об усадьбе Марьино князя Ивана Ивановича Барятинского. Там художник выполнял декоративные росписи: плафоны, фризы, десюдепорты… После этого он не упоминается в документах. Ориентировочной датой смерти художника считается 1825 год.
Творчество
Основные работы, выполненные Бруни, относились к росписям интерьеров, в частности, потолочных плафонов. В этой сфере художник продемонстрировал большое мастерство, его немногие сохранившиеся работы представляют высокую художественную ценность. Кроме того, работал он и в сфере станковой живописи.
Из картин А. О. Бруни известны, в частности:
- «Автопортрет» (в швейцарском мундире). Поступил в Государственный Русский музей 1923 году из собрания Академии художеств. А. О. Бруни на нём «изображён в мундире чиновника (советника кантона Тичино) с золотым шитьём в виде ликторских фасций на воротнике. На груди — две швейцарские медали: знак отличия „За добродетели и заслуги“ (получен в 1804) и „Золотая почётная медаль“, присужденная Бруни от кантона Тичино за исполненную им картину (украшавшую до середины XX века зал совета кантона)»[14].
- Настенное панно «Урожай» (также известное, как «Вид усадьбы Марьино»), происходящее из усадьбы Марьино (Курский областной краеведческий музей). Долгое время считалась анонимной работой крепостного живописца. Несмотря на название, в действительности картина представляет собой групповой портрет детей князя Ивана Барятинского (включая будущего генерал-фельдмаршала, победителя имама Шамиля Александра Ивановича Барятинского и его легендарной младшей сестры Леониллы) в окружении кормилиц и крестьян. Исторически находилась на парадной лестнице усадьбы. Местонахождение парного панно «Посев» неизвестно.
- Декоративное панно «Амуры» оттуда же (в советские годы «распределено» в Томский областной художественный музей).
- Три гризайли, включая десюдепорт с изображением амуров, также из Марьино, хранятся в Курской картинной галерее.
Творчество А. О. Бруни, по всей видимости, изучено недостаточно, а весь комплекс его работ в российских музейных фондах ещё не выявлен.
Достоверно известны две локации, где Антон Осипович Бруни работал как художник — автор настенных и потолочных росписей, а также как реставратор, и, возможно, как скульптор:
- Царское село (в связи с этим обычно упоминается Александровский дворец).
- Усадьба князей Барятинских Марьино.
Также в связи с именем А. О. Бруни называются:
- Розовый павильон в Павловске (не в Петергофе, так как последний будет построен позже).
- Резиденции князя Куракина.
- Другие резиденции князей Барятинских, кроме Марьино.
- Михайловский дворец (ныне — главное здание Государственного Русского музея)[15].
Семья
Супруга — Маргарита Карловна, урождённая Боссар.
Старший сын — Фиделио Джованни (Фёдор Антонович) Бруни (1799—1875) стал известным художником, ректором Академии художеств в Санкт-Петербурге, получил потомственное дворянство.
Младший сын — Константин Антонович Бруни (род. 1801), учился в Горном корпусе, но курса не окончил.
Дочь, Софья Антоновна, была замужем за Джампьетро Корти (Курти). Сохранился её портрет с мужем и детьми, исполненный братом.
Художниками стали также многие другие потомки Антона Осиповича: Юлий Фёдорович (1843—1911), Николай Александрович (1856—1935), Татьяна Георгиевна (1902—2001), Лев Александрович (1894—1948), Иван Львович (1920—1995), Лаврентий Васильевич (род. 1961).
Среди потомков Антона Осиповича также архитекторы Александр Константинович (1825—1915) и Александр Александрович (1860—1911), священник и авиаконструктор Николай Александрович (1891—1938), народный артист России скрипач Алексей Михайлович Бруни (род. 1954) и другие.
Примечания
- ↑ РБС. Бруни, Антоний. . Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 А. В. Половцов Федор Антонович Бруни : Биографический очерк. — СПб.: Императорская Академия художеств, 1907. — 162 с.
- ↑ Журнал «Москвич». Московская династия: Бруни. . Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 19 мая 2021 года.
- ↑ Лаврентий Бруни. Династия. . Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 29 июля 2020 года.
- ↑ Журнал «Третьяковская галерея». Людмила Маркина. Фёдор Бруни. Начало династии. . Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
- ↑ Издание «Наша газета». Лаврентий Бруни. Русский художник швейцарских корней. . Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 14 мая 2019 года.
- ↑ Художники Бруни.
- ↑ https://hls-dhs-dss.ch/fr/articles/047801/2002-01-16/ Архивная копия от 9 июня 2021 на Wayback Machine Швейцарский исторический словарь. «Antonio Baroffio».
- ↑ Л. А. Черейский. Пушкин и его окружение. Под ред. В. Э. Вацуро. Ленинград, «Наука», 1988. Стр. 48
- ↑ Пушкин в воспоминаниях современников. Том 2, стр. 159.
- ↑ Юндолов А. Е. 1815 г. Января 21-е // Извлечение из определений Совета И.А.Х. // Сборник материалов. Часть II. 1811—1843. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. Изданный под редакцией П. Н. Петрова с его примечаниями. — СПб.: Типография Гогенфельдена и К°, 1865. — С. 60.
- ↑ Юндолов А. Е. 1815 г. Сентября 1 дня // Извлечение из определений Совета И.А.Х. // Сборник материалов. Часть II. 1811—1843. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. Изданный под редакцией П. Н. Петрова с его примечаниями. — СПб.: Типография Гогенфельдена и К°, 1865. — С. 66.
- ↑ Юндолов А. Е. Бруни, Антоний // Алфавит имен // Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. Указатель к сборнику материалов для истории императорской С.-Петербургской академии художеств за 100 лет ее существования, изданному под редакцией почетного вольного общника Академии П. Н. Петрова с его примечаниями. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1887. — С. 28.
- ↑ Государственный Русский музей — каталог собрания / Под. ред. Г. Н. Голдовского. — СПб.: Palace Editions, 2002. — Т. 2: Живопись первой половины XIX века (А—И). — С. 81
- ↑ В некоторых источниках ошибочно — Михайловский (Инженерный) замок
Литература
- Бруни, Антоний // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- С. И. Федоров. Марьино. Воронеж, 1988 г.
- Тарасова М. С. Из чудом уцелевших усадеб. Журнал «Наше Наследие» № 119, 2016.
- Тарасова М. С. Антон Осипович Бруни (1762—1825) в усадьбе И. И. Барятинского «Марьино». Кучумовские чтения. Сб. материалов научной конференции, посвященной памяти А. М. Кучумова (1913—1994). — СПб. — Павловск, 1996. — С. 111—119.