Бруни, Юлий Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юлий Фёдорович Бруни
Основные сведения
Страна  Италия
 Российская империя
Дата рождения 12 (24) декабря 1843
Место рождения Рим
Дата смерти 16 (29) января 1911
Место смерти Санкт-Петербург
Работы и достижения
Учёба Императорская Академия художеств (1862)
Награды
Премии пенсия ИАХ (1868)

Юлий Фёдорович Бруни (1843—1911) — архитектор, художник, действительный статский советник. Сын Ф. А. Бруни.

Биография

Происходил из дворянской семьи выходцев из Швейцарии. Родился в Риме 12 (24) декабря 1873 года[1]. Его дед, Антонио Бароффи Бруни, был известным живописцем, членом Миланской академии, служившим капитаном швейцарских войск в армии под командованием А. В. Суворова и покинувшем родину после победы Наполеона. Антонио Бруни обосновался в Царском Селе, где преподавал в Лицее рисунок.

Сын Антонио Бруни, Фёдор (Фиделио[2]) (1800—1875), окончил Академию Художеств и преподавал в ней; был ректором по части живописи и ваяния (1855—1871) и управляющим мозаичным отделом (с 1866 года)[3]. Академик и профессор живописи, автор картины «Медный змий» (1835—1840)[3], расписывал Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) и Храм Христа Спасителя в Москве[4].

Юлий Фёдорович, сын Фёдора Бруни, первоначальное образование получил в Ларинской гимназии[1]. В 1862 окончил с отличием курс в Императорской Академии художеств и удостоился звания классного художника II степени. Еще учеником Академии, он отправился для художественных занятий в Финляндию; также побывал в Берлине в 1865 году. Был назначен 13 июля 1867 года сверхштатным техником строительного отделения Санкт-Петербургского Правления. В обязанности техника входил надзор за правильностью чертежей и качеством строительства, а также безопасностью построек или перестраиваемых зданий.

В том же, 1867 году 10 сентября, был удостоен звания художника I-й степени и утверждён в чине коллежского секретаря[5]. После награждения большой золотой медалью Академии художеств в области архитектуры (1867), зодчий был награждён поездкой за границу, которая должна была продлиться 4 года, но 29 декабря 1868 года Бруни ненадолго вернувшись в Петербург, заболел; в своём письме в Академию художеств, он указал страны, где ему удалось побывать для усовершенствования в искусстве: Северная и Южная Германия, Франция и Италия (в Италии — Милан, где он заготовил эскиз и чертеж Миланского Собора, города Ассизи, обмеры церкви в монастыре, а также Рим).

Вернувшись в Россию, несмотря на болезнь, Бруни составил чертежи для исправления домов Г. Романова, Г. Струбинского, а также перестройки и надстройки двух этажей для женской половины школы при Евангелической лютеранской церкви Св. Петра и двух этажей над пастырским флигелем по Большой Конюшенной улице. 8 марта 1868 года он был причислен к Министерству внутренних дел с прикомандированием к Техническо-строительному комитету; 13 марта 1868 года, удостоенный золотой медали архитектор, был уволен в связи с отправлением за границу на 4 года, «для дальнейшего усовершенствования в искусстве» с зачтением этого времени в срок действительной службы.

До 3 ноября 1871 года Бруни состоял сверхштатным архитектором при Попечительном совете заведений Ведомства императрицы Марии. В 1875 году он был причислен к IV Отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в Строительный комитет — без жалования, но с правами действительной службы. 6 февраля того же года, был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени и представлен к ордену Св. Анны 3-й степени. В 1879 году Юлий Бруни получил чин коллежского асессора, при этом он одновременно служил сверхштатным техником в Министерстве внутренних дел и архитектором Павловского института. Возможно, что повышение в чине в 1879 году, а также награждение орденом Св. Анны 3-й степени в апреле 1878 года, было косвенно связано со строительством усыпальницы для князя Бориса Александровича. Никаких архивных документов, или воспоминаний об этом факте не обнаружено. Он был архитектором Санкт-Петербургского дворцового правления. Скорее всего, заказ, исходивший от императора Александра II был в достаточной мере секретным, так что не значился среди актов архива Двора Его Императорского Величества, а был частным. Возможно, так же, что заказчиком выступала сама княжна Долгорукая, поскольку в «Историко-статистических сведениях» владелицей Часовни считается именно она.

В 1881 году, 12 апреля, архитектор был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени. В 1882 году Юлий Фёдорович Бруни — надворный советник; 13 марта 1882 году был определён (по сокращению) на должность архитектора Санкт-Петербургского Коммерческого училища. В 1884 году был награждён орденом Св. Анны 2-й степени.

Юлий Фёдорович Бруни был не только архитектором, но и даровитым акварелистом, работал в области прикладного искусства, мастером планировки и внутренней отделки. Член Императорского общества архитекторов.

Скончался 16 (29) января 1911 года[1]. Погребён на лютеранском Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

С 9 апреля 1870 года Юлий Федорович Бруни состоял в браке с Марией Александровной Пель. Их сын, Георгий Юльевич, был музыкантом, а внучка Татьяна Георгиевна стала театральным художником.

Проекты и постройки

Санкт-Петербург

Другие места

Примечания

Литература

Архивные источники

  • ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 1. Д. 22. Л. 19 об., 20.
  • РГИА. Ф. 789. Оп. 6 (1867 г.). Д. 38. Л. 5.
  • РГИА. Ф. 789. Оп. 14 (1865 г.). Д. 120. Л. 21.
  • РГИА. Ф. 1923. Оп. 76. Д. 120. Л. 17, 18, 19.
  • РГИА. Ф. 759. Оп. 40. Д. 988. Л. 8.
  • РГИА. Ф. 759. Оп. 80. Д. 87. Л. 165.

Ссылки