Бронепоезда типа БП-43

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепоезда типа БП-43
Реплика бронепоезда типа БП-43 (без трёх бронеплощадок), Музейный комплекс УГМК , Верхняя Пышма, Свердловская областьРеплика бронепоезда типа БП-43 (без трёх бронеплощадок), Музейный комплекс УГМК , Верхняя Пышма, Свердловская область
Принадлежность  СССР
Подчинение Рабоче-крестьянская Красная Армия
Эксплуатация апрель 19431949 годы
Участие в Великая Отечественная война
Технические данные
Силовая установка Бронепаровоз типа О с 1 зенитным пулемётом ДШК
Мощность 600 л.с.
Бронирование Броня 12—45 мм
Количество броневагонов четыре артиллерийских и зенитная бронеплощадки
Вооружение
Лёгкое вооружение 12 7,62-мм пулемётов ДТ
Артиллерийское вооружение 4 76-мм танковых пушки Ф-34 образца 1940 года
Зенитное вооружение 2 37-мм автоматических зенитных пушки и 1 ЗПул ДШК

Бронепоезда типа БП-43 — Самые совершенные советские бронепоезда (бепо[сн 1]) Великой Отечественной войны. В 19421944 годах построен 21 бронепоезд типа БП-43.

История

Опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создает перегрузку пути и затрудняет подъём площадки в случае схода с рельсов), во вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. В 1942 году на основании опыта постройки бронепоездов типа ОБ-3 с однобашенными бронеплощадками предложили взамен бронеплощадку типа ПЛ-43 (площадка лёгкая — сорок третьего года) — двухосную и с одной башней — фактически половину пушечной бронеплощадки бронепоезда За Сталина!, бронепоездов 31-го особого отдельного дивизиона бронепоездов — Козьмы Минина и Ильи Муромца и построенных в 1942 году бронепоездов Имени газеты Правда и Имени газеты Красная Звезда (заменили в 38-м отдельном дивизионе бронепоездов два потерянных в 1942 году бронепоезда типа ОБ-3, в том числе «Южноуральский железнодорожник»)[1].

Бронепаровоз и 3 бронеплощадки, Музейный комплекс УГМК, г. Верхняя Пышма, Свердловская область

Бронепаровоз бронепоезда типа БП-43 разрабатывался на ремонтной базе № 6 с учетом конструкции бронепаровоза типа ПР-35, разработанного еще в 1930-х годах и бронепаровоза бронепоезда «За Сталина». Часть чертежей разрабатывали в Управлении военных сообщений. Бронепоезду присвоили наименование БП-43, как и типу бронепоездов[1].

25 июля 1942 года по представлению управления военных сообщений вышло постановление государственного комитета обороны (ГКО) № 2095сс, которые предусматривало изготовление во втором полугодии 1942 года 20 бронепоездов, десяти баз дивизионов бронепоездов и 20 баз бронепоездов. Четырнадцать бронепоездов планировали построить на заводах наркомата путей сообщения (НКПС) и шесть — наркомата тяжёлого машиностроения (НКТМ)[1].

Постановление предусматривало кооперацию заводов нескольких Наркоматов. Бронедетали должны были поставляить заводы народного комиссариата (наркомата) танковой промышленности. Паровозы для бронирования и вагоны для баз бронепоездов и дивизионов бронепоездов планировали использовать из наркомата путей сообщений[1].

Танковые башни бронеплощадок предполагали использовать от танков, ремонт которых был нецелесообразен. Пушки, пулемёты и оптические приборы выделяло Главное Артиллерийское Управление Красной армии[1].

Изготовление бронепоездов типа БП-43 происходило на предприятиях

На заводах наркомата тяжёлого машиностроения

К строительству бронепоездов типа БП-43 привлекли два завода НКТМ: Коломенский (два бронепоезда, бронепаровозы и бронеплощадки) и «Стальмост» (зенитные бронеплощадки)[1].

На заводах наркомата путей сообщения

К строительству бронепоездов типа БП-43 привлекли семь заводов (Чкаловский паровозоремонтный, Ташкентский паровозоремонтный, Красноярский паровозоремонтный, Уфимский паровозоремонтный, Тамбовский паровозоремонтный, Канашский вагоноремонтный, Ярославский паровозоремонтный, Вологодский паровозоремонтный; должны были построить восемнадцать бронепоездов и шесть зенитных бронеплощадок) и восемь вагонных участков станций Абдулино, Бузулук, Красноярск, Москва Ярославской железной дороги, Омск, Оренбург, Пермь, Ташкент, которые должны были построить десять баз дивизионов и двадцать баз бронепоездов[1].

Бронедетали для бронепоездов типа БП-43 должны были изготовить заводы наркомата танковой промышленности: «Уралмашзавод», № 112 и № 180 (бывший Саратовский паровозовагоноремонтный завод). Для контроля за изготовлением и приемки бронепоездов и баз дивизионов и бронепоездов в местатах строительства в августе 1942 года созданы группы военной приемки[1].

Но в 1942 году построили только два бронепоезда: один на Коломенском заводе и один на Чкаловском паровозоремонтном заводе. Главная причина срыва выполнения Постановления ГКО то, что заводы Наркомата танковой промышленности не успели изготовить бронедетали из-за напряжённых планов выпуска танков, а изготовление баз не было обеспечено необходимымм оборудованием[1].

ГКО не раз ставил перед Наркоматами вопрос о срыве плана производства бронепоездов БП-43. Наконец, 30 января 1943 года вышло Постановление ГКО № 2801сс о достройке в первом полугодии 1943 года восемнадцати бронепоездов, которые не закончили строить в 1942 году. Это постановление предусматривало поставку бронедеталей для бронепоездов не только заводами «Уралмашзавод», № 112 и 180, но и заводами № 176 и 177[1].

В 1943 году строительство бронепоездов типа БП-43 и баз закончено ко времени:

к 1 марта — два бронепоезда, пять баз дивизионов бронепоездов и десять баз бронепоездов,

к 1 мая — три и две базы дивизионов бронепоездов,

к 1 июня — три, четыре базы бронепоездов и одна база дивизиона бронепоездов,

к 1 июля — шесть и две базы бронепоездов,

к 1 августа — пять, одна база дивизиона бронепоездов и две базы бронепоездов,

к 1 ноября — один бронепоезд, одна база дивизиона бронепоездов и две базы бронепоездов.

Всего двадцать бронепоездов, десять баз дивизионов бронепоездов и 20 баз бронепоездов[1].

В начале 1944 года на предприятиях Ташкента построен еще один бронепоезд типа БП-43[1].

Итого, за время Великой Отечественной войны заводами СССР построен 21 бронепоезд типа БП-43[1].

К концу 1943 года заводы наркомата танковой промышленности изготовили 35 комплектов бронедеталей для бронепоездов БП-43 с расчетом продолжения их строительства. Но из-за малых потерь бронепоездов в 1943 году их изготовление прекращено, Оставшиеся бронедетали частично использовали для постройки бронепоездов НКВД[1].

В 2020 году к празднованию 75-летия Победы в Туле были изготовлены две действующие копии БП-43.

Состав и устройство

T-34 (вид сбоку), видны ствол пушки Ф-34, передняя часть башни и передняя верхняя часть корпуса
37-мм зенитная пушка 61-К. На бронепоездах без повозки
Пулемёт ДТ слева без шаровой установки

Бронепоезд БП-43 был из бронепаровоза ПР-43, четырех бронеплощадок ПЛ-43, одной зенитной бронеплощадки ПВО-4 и четырех контрольных платформ. Длина бронепоезда без контрольных платформ 70 метров, полная длина — 112 метров. Запас хода был таким же, как и у бронепоездов типа БП-35: «по воде» — 60-100 км, «по топливу» — 250–300 км. Такой же была и максимальная скорость 35 км/час[1].

Бронеплощадка ПЛ-43 делалась на основе 20-тонной двухосной платформы. Нагрузка на ось около 18 тонн, длина платформы по буферам 10,3 м. Бронелисты бортов носа и корм бронеплощадки толщиной 45 мм, крыши — 20 мм. В башне танка Т-34-76 с толщиной лобовых бортовых и кормовых стенок 45-52 мм, устанавливалась 76-мм танковая пушка Ф-34 и 7,62-мм танковый пулемёт ДТ. Еще два пулемёта ДТ установили по бортам бронеплощадки. Боекомплект на орудие 162 унитарных патрона. 7,62-мм патронов 4536 (72 диска)[1].

Бронеплощадка ПВО-4 была вооружена двумя 37-мм автоматическими зенитными пушками образца 1939 года (61-К)[1].

Общий боекомплект бронепоезда: 672 76-мм унитарных патронов, 200 37-мм унитарных патронов, 250 12,7-мм патронов (из них 100 в лентах), 18 144 7,62-мм патронов (288 дисков)[1].

Служба

Бронепаровоз и 2 бронеплощадки на марке

Для бронепоездов типа БП-43 новых дивизионов бронепоездов не создавали, они входили в состав имеющихся дивизионов, убывающих с фронта для ремонта и перевооружения старых бронепоездов, поэтому некоторое время у ГАБТУ имелся избыток бронепоездов типа БП-43 в резерве, например в конце 1944 года шесть бепо типа БП-43 в резерве и как учебные в 1-м отдельном полку бронепоездов (учебном и запасном).

Первый бронепоезд типа БП-43, построенный на Чкаловском паровозоремонтном заводе, был сдан приемщикам в ноябре, а принят 60-м дивизионом бронепоездов 28 декабря 1942 года как бепо № 746. Этот бронепоезд построен на средства, собранные рабочими и служащими Московского метрополитена и назывался «Московский метрополитен»[2].

В феврале 1943 года комиссия 61-го дивизиона бронепоездов направилась на Чкаловский паровозоремонтный завод для приемки бронепоезда типа БП-43, который окончательно приняли 21 февраля (бронепаровоз Ов, 4 бронеплощадки ПЛ-43, зенитная бронеплощадка). Этот бепо получил № 744. 30 марта 1943 года на Коломенском машиностроительном заводе комиссия 61-го дивизиона приняла еще один бепо типа БП-43, получивший № 760 (бронепаровоз Ок, 4 бронеплощадки ПЛ-43, зенитная бронеплощадка)[3].

8 июня 1943 года в Москве 7-й дивизион бронепоездов получил бепо «Москва» (типа БП-43), построенный на средства работников окружной железной дороги в депо станции Ташкент[4].

В июне 1943 года в состав 56-го дивизиона вошли два бепо типа БП-43: № 750 (бронепаровоз ПР-43 Ов, 4 бронеплошадки ПЛ-43, зенитная бронеплощадка ПВО-4) и № 759 (бронепаровоз ПР-43 Ов, 4 бронеплошадки ПЛ-43, зенитная бронеплощадка ПВО-4)[5].

13 октября 1943 года на вооружение 23-го дивизиона бронепоездов прибыл бепо № 620 (типа БП-43, построен на Чкаловском паровозоремонтном заводе в сентябре 1943 года, бронепаровоз Ов, бронеплощадки № 43-683, 43-684, 43-685, 43-686, зенитная бронеплощадка ПВО-4 № 43-629)[6].

В декабре 1943 г. 6-й дивизион бронепоездов, входивший в 49-ю армию, сосредоточился на станции Рославль. Здесь дивизион находился до 25 мая 1944 года, после чего вошёл в 33-ю армию 2-го Белорусского фронта. К этому времени бепо № 662 также получил новую матчасть типа БП-43 (когда точно, установить не удалось)[7].

6 мая 1944 года 58-й дивизион на станции Мирогоша Ковельской железной дороги взамен бепо N2 742 с устаревшими артсистемами, принял бепо № 608 «Омский мопровец» (типа БП-43), построенный на средства трудящихся мопровцев Омской области[8].

15 сентября 1944 года в Москве бронепоезд № 685 40-го дивизиона заменили на бронепоезд типа БП-43 № 602[9].

Весной 1945 года экипаж бронепоезда № 744 8-го дивизиона бронепоездов получил новую матчасть (бронеепоезд типа БП-43)[10].

В 1943—1945 годах бронепоезда типа БП-43 использовались главным образом как средство контрбатарейной борьбы, для артиллерийской поддержки войск и для ПВО[11].

Сохранившиеся экземпляры

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Глава 4. Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог
  2. Коломиец, 2010, с. 133-135.
  3. Коломиец, 2010, с. 136, 137.
  4. Коломиец, 2010, с. 19—20.
  5. Коломиец, 2010, с. 119.
  6. Коломиец, 2010, с. 46, 47.
  7. Коломиец, 2010, с. 16, 17.
  8. Коломиец, 2010, с. 126, 127.
  9. Коломиец, 2010, с. 84.
  10. Коломиец, 2010, с. 23.
  11. М. Коломиец. «Третий» вступает в бой. «Моделист-конструктор» № 8 1995
  12. Железнодорожный транспорт. mkugmk.ru. Дата обращения: 28 мая 2020. Архивировано 16 марта 2020 года.

Сноски

  1. Сокращение утвeрдилось ещё со времён Гражданской войны в России, как лучше предающееся по телефону при шумах — выстрелах, взрывах и так далее

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог — СПб. : Остров, 2005. — 212 с. — ISBN 5-94500-001-9 [малотиражная книга]
  • Дроговоз И.Г. Крепости на колёсах. История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с. — ISBN 985-13-0744-0.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Часть 1. — М.: Яуза, 2007. — ISBN 5-901266-01-3.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда в бою «Стальные крепости Красной Армии». — М.: Яуза, 2010. — 306 с. — ISBN 978-5-699-41952-4.
  • Коломиец М. В. Бронепоезда Великой Отечественной "Сухопутные броненосцы" Красной Армии. М. 306 страниц. Яуза . 2010. ISBN 978-5-699-40943-3
  • Поцелуев В.А. Броненосцы железных дорог. — М.: Молодая гвардия, 1982.

Ссылки