Бронепалубные крейсера типа «Касаги»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепалубные крейсера типа «Касаги»
笠置型防護巡洋艦
«Читосэ»«Читосэ»
Проект
Страна
  • Japanese Navy Ensign
Основные характеристики
Водоизмещение 4949[1] дл. т (нормальное)
Длина 114,1 м
Ширина 14,9 м
Осадка 5,41 м
Бронирование палуба: 37—63 мм (скосы 114 мм)
щиты 152-мм орудий: 63-114 мм
щиты 120-мм орудий 63 мм
боевая рубка: 114 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
12 Цилиндрических паровых котлов
Мощность 15 500 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 22,5 узлов максимальная
Дальность плавания 4000 миль
Экипаж 405-434 человека
Вооружение
Артиллерия 2×1 203-мм/45
10×1 120-мм
12×1 76-мм
6×1 47-мм
Минно-торпедное вооружение 5 × 380-мм ТА

Бронепалубные крейсера типа «Касаги» (яп. 笠置型防護巡洋艦 Касаги гата бо:годзюнъё:кан)[2] — тип японских бронепалубных крейсеров американской постройки. Принимали участие в Русско-японской и Первой мировой войне.

Строительство

Заказаны в 1896 году в США в рамках Второй чрезвычайной программы пополнения флота за счёт контрибуции, полученной после Японо-китайской войны. Проект разрабатывался на основе «Такасаго», но имел увеличенное водоизмещения и главные размерения. Как и большинство японских крейсеров того времени несли мощное вооружение, но имели недостаточную мореходность и остойчивость.

Головной корабль серии — крейсер «Касаги» был построен на заводе «Вильям Крамп и сыновья» в Филадельфии. Интересно, что В.Крамп, предлагал русскому правительству проект «Касаги» в качестве прототипа будущего «Варяга»[3]. Второй корабль в серии — «Читосэ» был построен на верфях фирмы «Юнион Айрон Воркс» в Калифорнии.

Конструкция

Основательно нагруженные корабли обладали весьма умеренными мореходными качествами.

Вооружение

Вооружение оставалось такое же как на «Такасаго», только без носового торпедного аппарата. Число водонепроницаемых отсеков было доведено до 130 на «Читосэ» и до 142 на «Касаги» (в двойном днище — по 16 и 15 соответственно).

Энергетическая установка

Энергетическая установка отличалась от «Такасаго» — корабли получили по 12 простых цилиндрических котлов, вместо четырёх двойных и четырёх простых котлов.

Защита

Для бронирования применена гарвеевская никелевая броня.

Представители

Название Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
Касаги
笠置
13 февраля 1897 20 января 1898 24 октября 1898 потерпел кораблекрушение 10 августа 1916 в Сангарском проливе (пролив Цугару) .
Читосэ
千歳
16 мая 1897 23 января 1898 1 марта 1898 корабль береговой обороны 2-го класса с 1922
выведен из боевого состава 1 апреля 1928
потоплен как мишень 19 июля 1931
Схема крейсеров типа «Касаги» из Альбома «Японскій Военный Флотъ» СПб, 1904 г.

В 1910 — 1912 годах устаревшие цилиндрические котлы заменены на 12 новых системы Миябара.

Примечания

  1. В некоторых русскоязычных источниках указывается водоизмещение в 6000 т
  2. В ряде источников крейсера этого типа проходят под наименованием тип «Читосэ»
  3. Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». — Л.: Судостроение, 1975, 272 с.

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: Издательство АСТ; Мн.: Издательство «Харвест», 206, 464 с. ISBN 5-17-030194-4 (АСТ); ISBN 985-13-4080-4 (Харвест)
  • Каторин Ю. Ф. Крейсеры. Часть 1. — СПб, «Галерея-Принт», 2008, 128 с. ISBN 978-5-8172-0126-0
  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5.