Бронепалубные крейсера типа «Д’Эстре»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бронепалубные крейсера типа «Д’Эстре»
Classe D'Estrées
Бронепалубный крейсер «Д’Эстре»Бронепалубный крейсер «Д’Эстре»
Проект
Страна
Годы постройки 1896—1900
Построено 2
Отправлено на слом 1
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 2428 т
Длина 95 м
Ширина 12 м
Осадка 5,39 м
Бронирование Палуба — 20 мм,
скосы — 40 мм,
щиты орудий — 54 мм,
рубка — 100 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 8 паровых котлов
Мощность 8500 л. с. (6,3 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 20—20,5 узла
Экипаж 235 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 1 — 138-мм/45
4 × 1 — 100-мм,
8 × 1 — 47-мм
2 — 37-мм[1]

Бронепалубные крейсера типа «Д’Эстре» — серия крейсеров III класса французского флота, построенная в 1890-х годах. Существенно отличались по архитектуре от крейсеров типа «Линуа». Всего было построено 2 единицы: «Д’Эстре» (фр. D'Estrées), «Инферне» (фр. Infernet). Предназначались для службы в колониях. Стали последними французскими крейсерами III класса.

Конструкция

Корпус

Крейсера типа «Д’Эстре» имели нетипичный для французских военных кораблей того времени корпус, — без длинного, плугообразного тарана, и значительного завала борта. Двойное дно и противоторпедная переборка отсутствовали. Дно обшивалось тиком и медью. Прямые невысокие трубы были далеко разнесены, на кораблях устанавливалось три мачты, но впоследствии грот-мачту убрали.

Силовая установка

Крейсера проекта имел восемь котлов системы Нормана. Запас угля составлял 470 тонн.

Бронирование

Основой бронирования крейсеров типа «Д’Эстре» была карапасная броневая палуба, простиравшаяся на всю длину корпуса. Толщина её колебалась от 37 — 45 мм в центральной части кораблей, до 20 мм в оконечностях. Поверх неё традиционно располагались коффердамы. Кроме того имелась и небольшая боевая рубка, прикрытая 100 мм бронёй.

Вооружение

Главный калибр крейсеров был представлен двумя 138,6-мм орудиями образца 1893 года. Это была вполне современная скорострельная пушка с длиной ствола 45 калибров. Орудие весило 4465 кг и стреляло снарядами весом 30 кг, с начальной скоростью 770 м/с. С принятием на вооружение более тяжёлых снарядов весом 35 кг, начальная скорость уменьшилась до 730 м/с. От более ранней модели 1891 года орудие отличалось утяжелённым стволом и раздельным заряжанием. Последнее было введено в связи с жалобами комендоров на чрезмерный вес унитарного патрона. Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту. Эти орудия располагались в оконечностях, на полубаке и полуюте.

Второй калибр был представлен 100-мм орудиями образца 1891 года с длиной ствола 45 калибров. При массе снаряда 14 кг, начальная скорость составляла 740 м/с. Впоследствии появились утяжелённые снаряды, а начальная скорость их упала до 710 м/с. Скорострельность орудия достигала 9 выстрелов в минуту. Четыре таких орудия располагались в спонсонах по бортам.

Служба

  • «Д’Эстре» — заложен в марте 1897 года на верфи ВМФ в Рошфоре, спущен 27 октября 1897 года, в строю с 1899 года. К началу Первой мировой войны служил учебным кораблём для кадетов. Списан в 1922 году, сдан на слом в 1924 году.
  • «Инферне» — заложен в декабре 1896 году на частной верфи Societe et Chantiers de la Gironde в Бордо, спущен 7 сентября 1899 года, в строю с 1900 года. Погиб в результате кораблекрушения 22 ноября 1910 года.[2]

Оценка проекта

Корабли типа «Инферне» были неплохо приспособлены для решения данных задач — удачно расположенное и достаточно мощное для их размеров вооружение (бортовой залп − 100 кг), неплохая мореходность (могли поддерживать полный 20-узл. ход на сильном волнении), приличный запас угля (20'/. водоизмещения). Однако ко времени их вступления в строй максимальная скорость 20-20,5 узлов по меркам 1900-х годов уже была недостаточной.

Вероятно единственной возможностью использовать эти крейсера с пользой в серьёзной войне — применение их в качестве минных заградителей, так как эти крейсера имели возможность нести до 150 морских мин.

Примечания

  1. Все характеристики приведены по Ненахову Ю. Ю. Указ. Соч. С. 206.
  2. Все данные о службе приведены по Conway’s. Указ. соч. с. 310.

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4.
  • Лисицын Ф.В. Крейсера Первой мировой / ответственный редактор Л. Незвинская. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. — 448 с. — (Война на море). — 1400 экз. — ISBN 978-5-699-84344-2.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5.