Бойтлер, Михаил Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Сергеевич Бойтлер

Михаил Бойтлер на велотреке Юрмала 1910
Михаил Бойтлер (команда Юнион) на велотреке Юрмала Майори 1907

Михаил Сергеевич (Самойлович) Бойтлер (в соревнованиях участвовал под именем Бойтлер-Гарден) — российский спортсмен, велогонщик и боксёр, тренер-методист, деятель и теоретик кинематографа, сценарист. Один из пионеров велосипедного спорта в России. Автор одного из первых в России учебников по рекламе.[1]

Пятикратный чемпион России по велоспорту (1905—1918).

Биография

Родился в Риге, брат кинокомика Аркадия Бойтлера, сделавшего карьеру в США и Мексике[1][2][3], а также танцовщицы Инны Самойловны Чернецкой и архитектора Вениамина Самойловича Бойтлера.

Чемпион России по велоспорту 1905, 1907 и 1917 годов, чемпион первого чемпионата РСФСР по велоспорту (1918)[4][5][6][7]. Серебряный призёр первого чемпионата РСФСР по боксу в лёгком весе (1918)[8]. Занимался также конькобежным спортом.

Работал на киностудиях «Пролеткино» и «Севзапкино», автор сценария картины «На верном следу» (1925) и первого советского приключенческого фильма «Борьба за „Ультиматум“» (с В. Киршоном, 1923)[9]. В 1920-х годах (до его закрытия в 1930 году) — директор кинотеатра на Малой Дмитровке, 6 (ныне — театр Ленком), где организовал дискуссионный клуб и внедрил ряд новшеств в области кинорекламы[10][11]. В кинотеатре создал "Ночной клуб", или "Заячью академию", как окрестил клуб Эйзенштейн [12], куда Михаил Бойтлер впускал 115 студентов, желающих обучаться кино. По словам Наума Клеймана, из "питомцев" Михаила Бойтлера выросли такие кинорежиссеры как Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Эсфирь Шуб, Лев Кулешов, Александра Хохлова[13].

Ассистент Эйзенштейна А. Левшин описывает происхождение приема «остановленного времени» в работах Эйзенштейна:

«У Бойтлера просматривался многосерийный американский фильм «Дом ненависти» с Перл Уайт в главной роли. В каждой серии наследников одного знатного семейства систематически уничтожала таинственная «черная маска»... Сюжет был построен мастерски: в каждой серии подозрение в убийстве падало то на одного наследника, то на другого... Жак Костелло начинал снимать свой черный балахон — снимал медленно, наслаждаясь тем, что вот сейчас он сам откроет свою тайну... По голове тянулась, текла черная материя, время словно застыло, а материя продолжала течь и течь... Сергей Михайлович, бурно реагировавший на эти сцены, взял подобный прием на вооружение... Кое-что он использовал в сцене поливания водой из брандспойтов в картине «Стачка», где вода течет, как текла черная материя по голове Костелло — неотвратимо, нескончаемо долго» [14].

Работал в Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК). Автор нескольких теоретических трудов по организации кинематографа («Реклама и кино-реклама», 1926; «Кинотеатр: организация и управление», 1926; «Культурный кино-театр», 1930).

С 1934 года преподавал на отделении велосипедного и конькобежного спорта Высшей школы тренеров ГЦИФКа, был одним из самых известных тренеров по конькобежному и велоспорту в Москве[15]. Автор учебного пособия «Велосипедный спорт в комплексе ГТО» (1949) и методических разработок. С конца 1940-х годов преподавал на физико-техническом факультете Московского университета (старший преподаватель)[16]. Руководил студенческими велопробегами: во время велопробега студентов физико-технического факультета МГУ «Москва — Минск — Киев — Одесса — Ялта — Симферополь — Харьков — Курск — Москва» (4050 км, 16 июля — 4 сентября 1951) был установлен Всесоюзный вузовский рекорд по дальности и трудности перехода большой группой (20 человек).

Вот что вспоминает о нем Сергей Бархин: "Тренер Бойтлер — немолодой, далеко за сорок, крупный сухопарый господин с изрезанным волевыми морщинками навсегда загорелым красным лицом немецкого летчика или полярника. Увидеть эту звезду района часто можно было на гоночном велосипеде в окружении десяти — двенадцати молодых спортсменов, пестро одетых в тренировочные костюмы юношей и девушек, едущих по Плющихе к Бородинскому мосту и далее. Встреча с этой кавалькадой тогда на фоне темной и бедной толпы производила впечатление турнира рыцарей на конях и в латах, во главе с королем Артуром. Это были спортсмены-профессионалы, возможно, замеченные и нужные стране или хоть райкому и этим отличающиеся от никому не интересной массы."[17]

Известен инновациями в области кинорекламы.

Фильмография

Библиография

  • Бойтлер М. С. Реклама и кино-реклама. — М.: Кинопечать, 1926.
  • Бойтлер М. С. Кинотеатр: Организация и управление. — М.: Кинопечать, 1926. — 54 с.
  • Бойтлер М. С. Культурный кино-театр. — М.: Теакинопечать, 1930. — 118 с.
  • Бойтлер М. С. Велосипедный спорт в комплексе ГТО. — М.Л.: Физкультура и спорт, 1949.

Примечания

  1. Контрасты кинорепертуара. Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 17 апреля 2014 года.
  2. Юрий Цивьян «О Чаплине в русском авангарде и о законах случайного в искусстве». Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 14 января 2010 года.
  3. Журнал «Алеф». Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 5 июля 2012 года.
  4. История кафедры велосипедного спорта. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 27 ноября 2014 года.
  5. Исторический велопробег (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  6. Велосипедному спорту в России 100 лет (1883—1983). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  7. Формирование методики обучения и тренировки в велосипедном спорте (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  8. Чемпионат России по греко-римской (французской) борьбе и гирям. 14—17 марта 1918 г. Москва. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 15 февраля 2015 года.
  9. Русская литература 20 века. Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано 1 июня 2016 года.
  10. С. Юткевич. Великий нигромант. Цит. по: Л. Кулешов, А. Хохлова. 50 лет в кино. — М.: «Искусство», 1975. — С. 294.
  11. Наум Клейман «Борьба с историей — наш национальный вид спорта». Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 14 июня 2008 года.
  12. [http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st009.shtml ������������� ������ � ������ ������ [1986 ������� �.�. - ������� ���������: ����� � ����]]. istoriya-teatra.ru. Дата обращения: 18 августа 2020. Архивировано 2 октября 2019 года.
  13. Практический эксперимент. poisk-ru.ru. Дата обращения: 18 августа 2020.
  14. Эйзенштейн в воспоминаниях современников.. teatr-lib.ru. Дата обращения: 18 августа 2020. Архивировано 21 февраля 2020 года.
  15. Сергей Бархин «Мэрилин» Архивная копия от 15 февраля 2015 на Wayback Machine
  16. Дневники студенческих спортивных походов студента физического факультета МГУ Ю. Д. Прокошкина (1951—1952).
  17. Сергей Бархин – Первая любовь и Сафонов, Сергей Бархин. Архивировано 27 декабря 2016 года. Дата обращения 15 августа 2020.
  18. Киностудия «Ленфильм» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 5 декабря 2010 года.

Ссылки