Альзира
Опера | |
Альзира | |
---|---|
Год создания | 1845 |
Место первой постановки | Сан-Карло |
Альзира (итал. Alzira) — опера Джузеппе Верди в двух действиях с прологом, написанная на либретто Сальваторе Каммарано, по мотивам одноимённой пьесы Вольтера.
Премьера состоялась 12 августа 1845 года, в неаполитанском театре Сан-Карло. Отзывы об опере различались, и после премьеры в том же составе прошло лишь четыре представления[1].
История создания
Завершив работу над «Жанной д`Арк», Верди приступил к «Альзире» по приглашению Винческо Флауро, импресарио театра Сан-Карло в Неаполе, написать для этого коллектива оперу; это предложение являлось следствием успеха другой оперы Верди «Эрнани»[2]. Одним из достоинств этого предложения была возможность для Верди работать вместе с основным либреттистом Италии того времени. Сальваторе Каммарано писал для многих известных композиторов, включая Доницетти, для которого он создал «Лючию ди Ламмермур»[2]. Издатель Джованни Ричорди выступил в качестве агента[3], и договор был заключён на правах Верди, так что он имел возможность получить на одну треть больше, чем за «Ломбардцев».
Верди получил от Каммарано краткое изложение сюжета[4], предмет которого был не тот, о котором он думал. Но, как отмечает Будден, он занял пассивное положение, впечатлённый от возможности работать с таким либреттистом[2]. В письме от 23 февраля 1845 года[4] Верди выразил уверенность, что «трагедия Вольтера станет отличной мелодрамой»[5], а также надежду, что либреттист «вложит в либретто подлинную страсть»[5], а он, Верди, напишет соответствующую музыку. Вероятно, что в более ранней переписке Каммарано прислал несколько образцов стихов из либретто, так как в письме от 23 февраля Верди просит прислать ещё: «Я убедительно прошу вас прислать мне как можно скорее стихи. Мне незачем просить вас писать лаконично, вы лучше меня знаете театр»[4]. Характерное для Верди требование краткости проявилось уже на раннем этапе его карьеры.
Либретто оказалось приемлемым для Верди; он был «очень доволен» им[2]. Однако религиозное и политическое содержимое пьесы Вольтера было сведено к минимуму, и противостояние разных вероисповеданий, цивилизаций и миров было сведено к варианту вечного треугольника[2]. Хотя весной 1845 года здоровье Верди пошатнулось, он смог приехать на одну из июльских репетиций в Неаполе. В письме от 30 июля он выражает мнение, что опера будет хорошо принята, но также отмечает: «Если она провалится, это не сильно огорчит меня»[6].
Постановки
Открытость постановки дала повод к положительной рецензии в неаполитанской Gazzetta Musicale[7]. Однако общая реакция на оперу в Неаполе не была позитивна, ещё хуже «Альзиру» восприняли после постановки в Риме в ноябре 1845 года. Отзывы о постановке в Ла Скала в 1846 году были настолько отрицательны, что из всех опер Верди такое отношение было только к провалившейся в 1840 году опере «Король на час». Опера была поставлена ещё раз на весеннем карнавале 1847 года в Ферраре, после чего покинула театральный репертуар до постановок, в основном концертных, в XX веке.
Действующие лица
Роль | Голос | Исполнитель на премьере, 12 августа 1845 года[8] |
---|---|---|
Альваро, отец Гусмано, изначально губернатор Перу | бас | Марко Арати |
Гусмано, губернатор Перу | баритон | Филипо Коллети |
Овандо, испанский герцог | тенор | Чечи |
Заморо, вождь инков | тенор | Гаетано Фрашини |
Аталиба, вождь инков | бас | Мишель Бенедетти |
Альзира, дочь Аталибы | сопрано | Евгения Тадолини |
Зума, её служанка | меццо-сопрано | Мария Сальветти |
Отумбо, американский воин | тенор | Франческо Росси |
Испанские офицеры и солдаты, американцы обоих полов |
Сюжет
- Место действия: Перу
- Время действия: XVI век
Пролог: Пленный
Перуанские индейцы собрались на площади, чтобы казнить пленённого ими испанского губернатора Альваро. Неожиданно появляется инка Заморо и просит их освободить узника; они выполняют его просьбу.
Заморо, которого все считали мёртвым, рассказывает, как он был взят в плен и подвергнут пыткам Гусмано, предводителем испанцев (Un Inca, eccesso orribile / «Инка… о ужас!»). Отумбо же рассказывает Заморо, что Альзира, его возлюбленная, вместе со своим отцом Аталибой, находится в плену у испанцев; Заморо призывает индейцев к восстанию: Risorto fra le tenebre / «Восстав из мёртвых…»).
Действие 1: Жизнь за жизнь
Сцена 1: Главная площадь Лимы
Альваро объявляет, что, в связи с возрастом и немощью, он решает передать губернаторские права своему сыну Гусмано, который утверждает, что его первой целью станет мир с инками и что для этого он собирается жениться на Альзире. Аталиба соглашается поддерживать нового губернатора, но предупреждает, что его дочь Альзира ещё не готова выйти замуж за Гусмано: её жених Заморо умер совсем недавно. Он, уверяя, что понимает это (Eterna la memoria / «Непрерывные воспоминания о безумной любви тяготят её…»), просит Аталибу сделать всё, чтобы убедить девушку на свадьбу (Quanto un mortal può chiedere / «Всё, о чём может попросить человек…»)
Сцена 2: Покои Аталибы во дворце губернатора
В это время Альзира спит, всё ещё мечтая о Заморо. Она рассказывает девушкам, разбудившим её, о своём тревожном сне, в котором напугал её Гусмано (Da Gusman sul fragil barca / «Я убежала от Гусмано на хрупкой лодочке»), а Заморо спас; хоть он и умер, но она всё ещё любит его (Nell’astro che più fulgido / «На той звезде, что ярче всех сияет в ночи, живёт Заморо»). Появившийся Аталиба пытается убедить дочь выйти за Гусмано, однако безуспешно, пока вдруг не входит Заморо. Сначала Альзира думает, что это призрак, но постепенно убеждается в том, что её любимый ещё жив. Они вместе поют о своей любви (Risorge ne' tuoi lumi l’astro de' giorni miei! / «В твоих глазах снова всходит звезда моей жизни!».)
Входит Гусмано и, увидев пару вместе, приказывает немедленно схватить и казнить Заморо. Затем следует секстет Nella polve genuflesso, в котором каждый из персонажей выражает свои чувства: «Альваро умоляет сына быть милосердным; Гусмано упрямится и не соглашается на помилование, Альзира […] сетует на свою судьбу и краткотечность счастья; Заморо выражает веру в её постоянство; Зума и Талиба — своё отчаяние»[9].
Когда приходят вести о вторжении инков в Лиму, Альваро подтверждает, что Заморо спас его от верной гибели; Гусмано приказывает освободить пленника, чтобы тот отправился и сражался на стороне своих солдат («Иди на поле боя, там мы встретимся снова!»).
Действие 2: Месть дикаря
Сцена 1: Крепость в Лиме
Заморо возглавлял атаку на конквистадоров и попал в плен. Гусмано обрекает его на гибель, но, так как Альзира умоляет его пощадить Заморо, обещает помиловать пленника при условии, что девушка выйдет замуж за нового губернатора. Нехотя она соглашается (Гусмано: Colma di gioia ho l’anima! / «Моя душа достигла вершины радости»).
Сцена 2: Пещера неподалёку от Лимы
Остатки потерпевших поражение индейцев вынуждены скрываться; они обсуждают слухи о том, что Заморо удалось бежать из плена, переодетым в форму испанского солдата. Вскоре он появляется в отчаянии (Irne lungi ancor dovrei / «Должен ли я ещё раз уходить отсюда, беглец, с грузом позора на плечах?»). Услышав от своих товарищей, что Альзира согласилась выйти замуж за Гусмано и что уже идёт подготовка к церемонии, он решает отомстить (Non di codarde lagrime / «Сейчас время не трусливых слёз, а крови!»). Он отправляется во дворец.
Сцена 3: Огромный зал во дворце губернатора
Начинается свадьба Альзиры и Гусмано, но во время церемонии испанский солдат бросается на жениха и вонзает в него нож. К удивлению Альзиры, это Заморо. Перед смертью Гусмано рассказывает ему, что Альзира согласилась выйти замуж, только чтобы уберечь любимого от смерти. Он прощает Заморо, благословляет его союз с Альзирой, получает последнее благословение от отца и умирает.
Оркестровка
«Альзира» написана для пикколо, двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, четырёх рогов, двух труб, трёх тромбонов, цимбассо, литавр, большого барабана и тарелок, малого барабана, треугольника, закулисного барабана, арфы и струнных.
Примечания
- ↑ Schlitzer, Franco. Verdi’s Alzira at Naples // Music & Letters. — 1954. — Т. 35, вып. 2. — С. 125-27.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Budden, 1984, pp. 227—230.
- ↑ Toye, 1931, pp. 43—44.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Black, 1984, pp. 92—94.
- ↑ 5,0 5,1 Toye, 1931, pp. 33—34.
- ↑ Письмо к Андреа Маффи, 30 июля 1845 года
- ↑ Budden, 1984, p. 230.
- ↑ Budden, 1984, p. 226.
- ↑ Budden, 1984, p. 237.
Литература
- Black, John. The Italian Romantic Libretto: A Study of Salvadore Cammarano. — Edinburgh University Press, 1984. — ISBN 9780852244630.
- Budden, Julian. The Operas of Verdi, Volume 1: From Oberto to Rigolett. — London: Cassell, 1984. — ISBN 0-304-31058-1.
- Toye, Francis. Giuseppe Verdi: His Life and Works. — New York: Knopf, 1931. — ISBN 9780844300672.