Биркина, Софья Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Софья Каратыгина
Основная информация
Имя при рождении Софья Васильевна Биркина
Полное имя Софья Васильевна Каратыгина
Дата рождения 24 июня (6 июля) 1811(1811-07-06)
Место рождения Российская империя
Дата смерти 4 (16) августа 1861(1861-08-16) (50 лет)
Место смерти Петербург
Страна  Российская империя
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано

Софья Васильевна Биркина (по мужу Каратыгина; 24 июня (6 июля) 1811 — 4 (16) августа 1861, Петербург) — оперная певица (сопрано).

Жена драматического актёра П. А. Каратыгина[1]. Первая жена Петра Каратыгина, Любовь Осиповна Дюрова, скончалась совсем молодой от чахотки; овдовев, он через некоторое время женился повторно.

Биография

Софья Биркина родилась в семье драматического актёра Петербургской императорской труппы В. С. Биркина (? — 1821)[2].

Пению обучалась в Петербургском театральном училище, педагоги: по музыке — К. Кавос, по декламации — Н. Семёнова, причем К. Кавос считал её одной из лучших своих учениц[1].

В 1829 года дебютировала в петербургском Каменноостровском театре в партии Памиры — опера «Осада Коринфа» Дж. Россини. Сразу была принята в императорскую труппу и в 1829—1849 гг. пела на сцене этого театра.

Пружанский А. М. отмечает: «Обладала голосом красивого тембра и широкого диапазона»[1].

Пела п/у К. Кавоса, К. Э. Соливы и др. дирижёров.

Её сын Пётр Петрович Каратыгин стал известным актёром и литератором[3].

Оперные партии

  • 1828 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Розина
  • 1829 — «Осада Коринфа» Дж. Россини — Памира (впервые на русской сцене)
  • 1831 — «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера — Церлина (впервые на русской сцене)
  • 1833 — «Китайские девицы, или Три рода драматического искусства» К. Э. Соливы — ? (первая исполнительница)
  • 1834 — «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера — Алиса (впервые в Петербурге)
  • 1835 — «Осада Коринфа» Дж. Россини — Памира — на немецком языке впервые в Петербурге
  • 1841 — «Аскольдова могила» А. Верстовского — Любаша (впервые в Петербурге)
  • 1845 — «Ольга, дочь изгнанника» М. Бернарда — Жена Неизвестного (первая исполнительница)
  • 1848 — «Ундина» А. Львова — Берта (первая исполнительница)
  • «Элиза и Клавдий» — Элиза
  • «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Дж. Пачини — Розина
  • «Дон Жуан» В. А. Моцарта — Церлина
  • «Вольный стрелок» К. М. Вебера — Агата; в этой партии конкурировала с известной немецкой певицей Г. Зонтаг[1]
  • «Агнесса» (другое название «Отец и дочь») Ф. Паэра — Агнесса

Партнёры: С. Я. Байков, С. С. Гулак-Артемовский, П. И. Гумбин, Н. О. Дюр, А. Ефремов, Л. И. Леонов, Е. Рыкалова-Марсель, О. А. Петров, В. М. Самойлов, М. М. Степанова.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Биркина Софья Васильевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
  2. Именной указатель
  3. Циклопедия

Литература

  • Морков В. И. Исторический очерк русской оперы с самого её начала по 1862 год. — СПб., 1862. — С. 79.
  • Фаминцын А. С. Биографический словарь (рук.). // РО ГПБ. — Ф. 805. — Д. 1. — Л. 87.
  • Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. — В 3-х т. — М., 1956. — Т. 3. — С. 93.
  • Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. / Очерк. — Л., 1959. — С. 734.
  • Каратыгин П. А. Записки. — Л., 1970. — С. 196.