Билл, Макс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макс Билл
Награды
Командор ордена За заслуги перед ФРГ Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Тройная колонна в Штутгарте
Часы фирмы Junghans (дизайн М.Билла)

Макс Билл (нем. Max Bill; 22 декабря 1908, Винтертур — 9 декабря 1994, Берлин) — швейцарский художник, архитектор и дизайнер, представитель цюрихской школы конкретного искусства. Один из представителей школы Швейцарского дизайна.

Краткая биография

В 1924—1927 годах Макс Билл учился ювелирному делу и специализировался на украшениях из серебра. В возрасте 17 лет, в 1925 году он был приглашен на парижскую Международную выставку декоративного искусства, где познакомился с произведениями Ле Корбюзье, К. С. Мельникова и Йозефа Гофмана. В 1924—1928 годах Макс Билл продолжил своё обучение в Дессау, в школе Баухауса.[1] В это время в школе преподавали Йозеф Альберс, Василий Кандинский, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь и другие мастера.

С 1929 года Макс Билл профессионально занят как архитектор. На протяжении всей своей биографии он работает как художник и график. Создает отдельные проекты как скульптор. С 1932 по 1937 год Билл является членом группы «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création) в Париже. В 1936 году, в каталоге выставки своих произведений он определяет своё искусства как «конкретное» и становится одним из виднейших представителей стиля конкретного искусства. Макс Билл позиционирует свои работы как соединение функционализма и концептуального подхода.[2][3] С 1936 года он начинает публикует теоретические работы[4] и в 1941 основывает издательство «Альянс» (Allianz-Verlag). С 1938 года Макс Билл — член Международного конгресса современной архитектуры.

В 1944—1945 годах художник начинает преподавать в цюрихской Академии прикладного искусства.[5] В этот период он завязывает дружеские отношения с Жоржем Вантонгерло и Франтишком Купкой. В 1951—1956 годах Макс Билл — один из основателей и руководитель Высшей школы искусств в немецком Ульме[6]. Также, как архитектор, он становится создателем здания Ульмской школы. Возглавляя Ульмскую школу Макс Билл развивает концепцию дизайна как идеальной формы.[3] Фактически, считается создателем и идеологом Ульмской школы.[5]

В 1957 году художник возвращается в Цюрих. В 1967—1974 годах он преподаёт в Высшей школе искусств в Гамбурге. В 1961—1964 годах Макс Билл был занят как архитектор швейцарской выставки Expo64 в Лозанне. Участник выставок современного искусства documenta I, II и III (в 1955, 1959 и 1964 годах соответственно) в Касселе.

По своим политическим убеждениям Макс Билл был известен как человек левых взглядов.[7] Активный антифашист, противник социальной несправедливости. Выступал против холодной войны и войны во Вьетнаме. В 1950-е годы был активным сторонником защиты окружающей среды. В 1936 году он был взят под наблюдение швейцарской государственной полицией после того, как скрывал у себя преследовавшегося в нацистской Германии журналиста Альфреда Томаса. Альфред Томас швейцарскими властями в мае 1936 был выслан из этой страны; дальнейшая его судьба неизвестна. Макс Билл был приговорён за укрывательство к денежному штрафу. Тем не менее политические беженцы из фашистских Италии и Германии неоднократно и в дальнейшем обращались к нему за помощью.

В 1961—1968 году Макс Билл был членом цюрихского Городского совета, в 1967—1971 — депутатом швейцарского Национального совета (как беспартийный). Был награждён рядом премий на выставках и от художественных обществ и фондов Швейцарии, Германии, США, Японии, Италии и др. С 1964 года он — почётный член Американского института архитекторов. Был награждён командорским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Макс Билл неожиданно скончался 9 декабря 1994 года в берлинском аэропорту Тегель.

Работы и концепция дизайна

Макс Билл считается одним из создателей модульной системы в предметном дизайне. Одной из известных работ в данной сфере является так называемая «Ульмская стойка» («Ulmer Hocker»).[8] Основа ее концепции - формирование идеальной формы, которая может обладать широкой функцией.[3] В своей работе 1955[9] года он напрямую говорит о том, что форма есть стремление к идеальному состоянию.[2] Искусствовед Екатерина Васильева по этому поводу замечает: "У Билла категория идеального, положенного в основу вещи, близка математическому концепту".[10] Эта стратегия дизайна использовалась Максом Биллом и в других его проектах[11] - например, при создании часов для фирмы Junghan. Макс Билл также считается одним из создателей Швейцарской школы графического дизайна.[12] Многие работы Макса Билла выпускаются до сих пор.

Примечания

  1. Bill J. Max Bill am Bauhaus. Benteli, Bern 2008.
  2. 2,0 2,1 Bill M. Funktion und Funktionalismus. Schriften 1945—1988. Benteli, Bern 2008.
  3. 3,0 3,1 3,2 Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  4. Bill: Funktion und Funktionalismus. Schriften 1945—1988. Benteli, Bern 2008
  5. 5,0 5,1 Thomas A. Max Bill. Fondation Saner, Studen 1993.
  6. Reinke T., Shrigley G. Max Bill: HfG Ulm: Drawing and Redrawing: Atelierwohnungen, Studentenwohnturm. marmalade, 2006.
  7. Spitz R. HfG Ulm. Der blick hinter den vordergrund. die politische geschichte der hochschule für gestaltung ulm 1953—1968. Stuttgart/London 2002.
  8. Reinke T., Shrigley G. Max Bill: HfG Ulm: Drawing and Redrawing: Atelierwohnungen, Studentenwohnturm.marmalade, 2006.
  9. Bill M. Form, Funktion, Schonheit // Bill M. and Maldonado T. Max Bill. Buenos Aires: Editorial Nueva Vision,1955. P. 15-25.
  10. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 78.
  11. Nickel M., Rottmann V. Mathematische Kunst: Max Bill in Stuttgart. В: Mitteilungen der Deutschen Mathematiker-Vereinigung, Band 14, Heft 3/2006, S. 150—159.
  12. Васильева Е. Швейцарский стиль: прототипы, возникновение и проблема регламента Архивная копия от 7 мая 2022 на Wayback Machine // Terra Artis, 2021, № 3, с. 84 – 101.

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Angela Thomas: mit subversivem glanz — max bill und seine zeit, том 1: 1908—1939, Scheidegger & Spiess, Zürich 2008.
  • Jakob Bill: Max Bill am Bauhaus. Benteli, Bern 2008, ISBN 978-3-7165-1554-9 .
  • Max Bill: Funktion und Funktionalismus. Schriften 1945—1988. Benteli, Bern 2008, ISBN 978-3-7165-1522-8 .
  • Max Bill, Retrospektive. Skulpturen Gemälde Graphik 1928—1987. (тексты Christoph Vitali, Eduard Hüttinger, Max Bill.) каталог Schirn Kunsthalle, Frankfurt/Zürich/Stuttgart 1987 ISBN 3-922608-79-5 .
  • Thomas Buchsteiner und Otto Lotze:max bill, maler, bildhauer, architekt, designer. Ostfildern-Ruit 2005, ISBN 3-7757-1641-6 .
  • Luciano Caramel, Angela Thomas: Max Bill . Pinacoteca Communale Casa Rusca, Locarno / Fidia Edizione d’Arte, Lugano 1991, ISBN 88-7269-011-0 .
  • Gerd Fischer: Der Koloss von Frankfurt: Die «Kontinuität» von Max Bill. В: Mitteilungen der Deutschen Mathematiker-Vereinigung, Heft 4/1999, S. 22-23.
  • Eduard Hüttinger: Max Bill. abc Verlag, Zürich 1977, ISBN 3-85504-043-5.
  • Eduard Hüttinger: Max Bill. Edition Cantz, Stuttgart 1987 (расширенное издание) ISBN 3-922608-79-5
  • Gregor Nickel und Michael Rottmann: Mathematische Kunst: Max Bill in Stuttgart. В: Mitteilungen der Deutschen Mathematiker-Vereinigung, Band 14, Heft 3/2006, S. 150—159.
  • Arturo Carlo Quintavalle: Max Bill. Università Commune Provincia di Parma, Quaderni 38, 1977.
  • Thomas Reinke und Gordon Shrigley: Max Bill: HfG Ulm: Drawing and Redrawing: Atelierwohnungen, Studentenwohnturm. marmalade, 2006, ISBN 978-0-9546597-1-4.
  • Emil Schwarz: Im Wissen der Zeit oder Der Sinn, den die Schönheit erzeugt, Hommage à Max Bill, ein dichterischer Nachvollzug mit dem Essay Wirklichkeit oder Realität. NAP Verlag, Zürich 2010, ISBN 978-3-9523615-4-2.
  • Werner Spies: Kontinuität. Granit-Monolith von Max Bill. Deutsche Bank, 1986, ISBN 3-925086-01-3.
  • René Spitz: hfg ulm. der blick hinter den vordergrund. die politische geschichte der hochschule für gestaltung ulm 1953—1968. Stuttgart/London 2002. ISBN 3-932565-16-9. (К истории HfG Ulm от основания 1953 до закрытия 1968.)
  • Angela Thomas: Max Bill. Fondation Saner, Studen 1993.
  • Udo Weilacher: Kontinuität (Max Bill). In: Udo Weilacher: Visionäre Gärten. Die modernen Landschaften von Ernst Cramer. Basel/Berlin/Boston 2001, ISBN 3-7643-6568-4.

Фильмография

Галерея