Бидерманас, Изис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Изис Бидерманас
Род деятельности фотограф

Израэлис Бидерманас (19111980) — фотограф, по происхождению литовский еврей, работал во Франции под именем Изис Бидерманас. Наиболее известен своими снимками французских цирков и Парижа.

Бидерманас родился в Литве, в городе Мариамполь. В 1930 году он переехал во Францию, чтобы стать художником. В 1933 году он руководил фотостудией в 13-м округе Парижа. Будучи евреем, во время нацистской оккупации он был вынужден покинуть Париж. Он уехал в Амбазак, что в регионе Лимузен. Здесь он взял себе псевдоним Изис и здесь его схватили и пытали нацисты. Его освободили бойцы французского Сопротивления и Бидерманас сам стал подпольным бойцом. В это время он фотографировал своих товарищей, в том числе полковника Жоржа Гиньона. Поэт и тоже подпольщик Робер Жиро впервые написал об Изисе в еженедельном журнале Unir, который тоже принадлежал Сопротивлению.

Когда Францию освободили, а война закончилась, у Изиса уже была готова серия портретов маки (сельских партизан, действовавших преимущественно на юге Франции), которая, будучи опубликованной, принесла ему известность. Он вернулся в Париж, подружился с поэтом Жаком Превером и другими деятелями искусств. Изис стал крупной фигурой французской гуманистической фотографии середины века, также вдохновлялся работами Брассая, Картье-Брессона, Дуано и Рони. Его «работы обычно показывали поэтический образ города и его жителей».[1] В 1953 году Эдвард Стайхен объединил работы этих мастеров в выставку «Пять французских фотографов» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.[2]

Примечания

  1. «Izis»; in The Oxford Companion to the Photograph, ed. Robin Lenman (Oxford: Oxford University Press, 2005; ISBN 0-19-866271-8). The author of this article is identified as «PH» but it is not clear whether «PH» refers to Patricia Hayes or Paul Hill.
  2. Untitled chronology, Willy Ronis 55 (London: Phaidon, 2002; ISBN 0-7148-4167-6), pp. 126—127.