Биг-бит

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Биг-бит
Направление электронная музыка
Истоки брейкбит
техно
хард-рок
хип-хоп
индастриал
мерсибит
свинг
альтернативный рок
Время и место возникновения Начало 90-х годов, Великобритания, США
Годы расцвета 1990-е,
начало 2000-х
Родственные
альтернативный дэнс
драм-н-бейс
эйсид-хаус
прогрессив-хаус

Биг-бит (англ. Big beat) — одна из разновидностей современной электронной музыки, сформировавшаяся в 1990-х годах. Основные характеристики биг-бита — мощный среднетемповый ломаный бит, напоминающий фанковые партии ударных, сыгранные в более медленном темпе, чем изначально, «жирная» бас-партия, искаженный брейкбит, психоделические синтезаторные вставки и семплы из музыки разных стилей (джаз, хард-рок и брит-поп и т.д.). Родоначальниками жанра являются группа Jesus Jones с первым в истории биг-бит треком 'Info Freako'. Название жанра пошло от названия клуба - Big beat boutique - где выступал Fatboy Slim в качестве ди-джея в начале его карьеры[1]

Музыкальное описание

Биг-бит - это преимущественно инструментальная музыка. Он включает в себя тяжелые и дисторшированные барабанные партии в темпе от 100 до 140 ударов в минуту. Как и в других направлениях основанных на брейк-битовой ритмике, для партий ударных в биг-бите типичны синкопированные рисунки, дробления слабых долей, полиритмия, «напластования» нескольких линий, хотя и не столь сложные, как в джангле. Также в биг-бите встречаются партии синтезатора Roland TB-303, напоминающие эйсид-хаус, и фрагменты фанка, соула, джаза и рока 1960-х и 1970-х годов, вокал из панка и/или хип-хопа и интенсивные дисторшированные синтезаторные басовые линии с традиционной структурой поп-, хаус- и техно-песен. Биг-бит-композиции имеют звук, который включает в себя крещендо, билды, дропы, расширенные барабанные дроби и звуки, такие как сэмплы разговоров, диалоги из фильмов и телевидения, дополнительные инструменты, такие как ближневосточные струнные или ситары, взрывы, воздушные рожки, сирены (обычно полицейские сирены) и выстрелы. Как и в некоторых других танцевальных жанрах, в этом жанре распространено использование таких эффектов, как фильтры, фэйзер и фленджер.

История

Родоначальниками и лидерами биг-бита считаются The Prodigy, The Crystal Method, The Chemical Brothers, Fatboy Slim и Propellerheads. Название данного стиля совпадает с обозначением одного из ранних направлений поп-музыки (предшествовавшего становлению собственно рока), однако путать их не следует. «Современный» биг-бит ещё иногда именуют химическим битом — по названию песни Chemical Brothers («chemical beats»).

В 1995-96 году биг-бит в основном концентрировался вокруг двух британских лейблов — брайтонского «Skint» и лондонского «Wall Of Sound». Наиболее известные артисты, творившие в данном направлении — Fatboy Slim, The Prodigy, Bentley Rhythm Ace, Lo-Fidelity Allstars, Propellerheads, Wiseguys, французский проект Les Rythmes Digitales и др. В Америке биг-бит тоже стал популярен, найдя пристанище на лейбле «City of Angels Records» (Crystal Method — «американский ответ» Chemical Brothers, а также Uberzone, Lunatic Calm, Front BC).

Современность

Биг-бит постепенно эволюционировал, превращаясь из чисто инструментальной музыки в вокально-инструментальную (или, по крайней мере, в музыку с более ярко выраженной мелодикой), из чисто танцевальной — в музыку, пригодную и для внимательного слушания. Те же Chemical Brothers, словно оправдывая название стиля, привнесли в него заметные ретро-элементы, все чаще использовали тембры, имитирующие звучание акустических инструментов, и т. д. Propellerheads стилизовали мелодии из шпионских фильмов, пригласив к сотрудничеству джаз-диву Ширли Бэйси; Fatboy Slim добавил в саунд «гаражной» экспрессии и элементов всевозможных стилей (а затем и вовсе решил отойти от биг-бита, поскольку им занялся «конкурент» Моби). Сегодня под биг-битом иногда подразумевают некую настоянную на брейк-бите эклектику, вбирающую в себя элементы самых разных стилей и при этом пригодную для танцев.

Ведущие исполнители

Литература

  • The Little Big Beat Book by Rory Hoy, published 10/09/2018, by New Haven Publishing Ltd, ISBN 9781912587094 - The book outlines the history of Big Beat as a musical genre and contains 120 interviews with bands and musicians that helped create and produce Big Beat music.
  • The Story of Big Beat: Bookazine Paperback – 30 Jul 2019 by Rory Hoy, New Haven Publishing Ltd (30 July 2019), ISBN 978-1949515091

Примечания

  1. How The Major Labels Sold 'Electronica' To America. Архивировано 6 октября 2014 года. Дата обращения 22 июля 2022.