Беседка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Беседка (сооружение)»)
Беседка

Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название[1][2].

Терминология

  • Ротондой или беседкой-ротондой (от лат. rotondus — круглый) называется беседка круглой формы. В классическом варианте представляет собой круг колонн, поддерживающий крышу. Это обязательно круглое в плане сооружение (павильон), имеющее перекрытие (купол) и, как правило, колоннаду[3]. При этом слово ротонда может означать любое круглое здание, увенчанное куполом, в том числе христианский храм.
  • Павильон представляет собой вообще любую садовую постройку развлекательного характера. В ряде конкретных частных случаев слова «павильон» и «беседка» могут использоваться как синонимы[4], или «беседка» может быть частным случаем «павильона»[5], или отдельным от «павильона» понятием[6].
  • Бельведер (от итал. belvedere — «прекрасный вид») — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Может представлять собой как отдельную постройку-беседку, так и надстройку на здании[7] (например на Доме Пашкова в Москве).
  • По-английски беседка как таковая называется газебо (англ. gazebo), в русском языке этот термин обычно не используется, но эпизодически возникает в современных текстах.

Формы и устройство беседок

Форма беседок может быть самая разнообразная. Простейший вид — четыре столбика, покрытые прямой или четырёхскатной крышей; по низу столбики обносятся с трёх сторон стенкой высотой по локоть; с четвёртой — открытой делается вход; скамьи идут по стенкам, а посередине ставится на неподвижной тумбочке стол. Беседки, кроме того, бывают многоугольные или круглые[1].

Иногда беседки делаются совсем открытые, в виде небольшой площадки, густо обсаженной деревцами или обнесённой трельяжем — деревянной или проволочной решёткой, покрытой вьющимися растениями[1].

Однако, беседки делаются не только открытые, но также и закрытые, то есть со стенами, вроде небольшого домика в одну комнату, с окнами и дверями[1].

Беседки по своему устройству, внешнему виду и использованному для их строительства материалам отличаются крайним разнообразием. Чаще всего их изготавливают из древесины, железа и природного камня. В первом случае они делаются в русском, швейцарском или китайском стиле; в последнем случае им придаётся более монументальный характер и к ним применяются формы древних классических стилей, греческого и римского или формы стиля Возрождения. Такого вида беседки служат лучшим украшением садов и парков; особенно хороши беседки из белого мрамора или из других светлых пород камня: их строгие архитектурные линии и светлый тон являются прекрасной антитезой тёмному фону и прихотливым очертаниям зелени, от которых на них падают лёгкие прозрачные тени[1].

Крыша беседки может быть увенчана флюгером или небольшой скульптурой.

Иногда к беседкам проводят внутреннее или внешнее освещение, однако последнее более популярно у беседок закрытых, за ненужностью в дневное время, а с наступлением темноты свет привлекает насекомых, что создаёт ощутимый дискомфорт.

В последнее время довольно популярны так называемые беседки-барбекю. Их отличительной особенностью являются большие размеры, что обусловлено необходимостью размещения сравнительно большого количества людей, причём сделано это должно быть на безопасном расстоянии от садового камина или мангала, которые являются их неотъемлемым атрибутом[8].

Материалы изготовления беседок

Главные особенности беседок

  • вместительность – тут с лёгкостью разместится как семья, так и достаточно численная компания;
  • компактные габариты позволяют установить данную постройку практически на любом участке;
  • доступная стоимость – альтанка с габаритами 3х3 не будет слишком сильным ударом по семейному бюджету;
  • эстетика – существует большой выбор разнообразных конструкций: прямоугольных, квадратных, шестигранных и так далее.

Галерея

История

Вероятнее всего, родина беседок — южные, тёплые страны, где прежде всего приходит мысль о защите от солнечного зноя. В пользу этой версии говорит то, что наиболее роскошные беседки и павильоны можно увидеть в парках Италии и Франции, каковы, например, «Бельведер» в Версале, в парке Малого Трианона или так называемый «Французский павильон» там же. Начиная с XVIII века беседки и павильоны в этой форме стали появляться в Российской империи в роскошных парках царских резиденций и барских поместий. Образчиками подобных сооружений у нас могут служить беседки Петергофа, «Большой Каприз» в Царском Селе, павильон в саду Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, против Царицына луга, беседка "Храм Цереры"и т. д.[1]

Тем не менее нельзя сказать, чтобы беседки не были известны в допетровской Руси. На этот счёт есть несомненные письменные свидетельства. Назывались они тогда «чердаками». Известно, например, что в 1680 году царь Фёдор Алексеевич поставил в своем новом «Верхнем» саду «резной, деревянный чердак, расписанный узорочно красками. Доски, украшавшие его, были вырезаны против того, как вырезаны у чердака в Аптекарском саду». Затем в 1697 году в Красном Верхнем саду для царевича Алексея Петровича был поставлен возобновлённый чердак столярной работы на брусяном рундуке (прямоугольном основании), расписанный «с лица красным аспидом, столбы цветным аспидом же, дорожки блягилем, гзымз — розными краски; внутри лазоревым аспидом». Створные дверцы последнего были расписаны теми же красками[1].

Беседки в литературе

В литературе беседки нередко дополняют собой пейзаж и придают ему тот или другой характер. Этим нередко превосходно пользуются писатели-беллетристы. Стоит только вспомнить мастерское изображение в «Обрыве» Ивана Гончарова: «Вера пробралась к развалившейся и полусгнившей беседке в лесу, который когда-то составлял часть сада. Крыльцо отделилось от неё, ступени рассохлись, пол в ней осел, и некоторые доски провалились, а другие шевелились под ногами. Оставался только покривившийся на бок стол, да две скамьи, когда-то зелёные, и уцелела ещё крыша, заросшая мхом». Иногда в литературных произведениях беседка не только дополняет пейзаж, но даже рисует характер самого обладателя сада, лучшим доказательством чего служит беседка Манилова «с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: „храм уединённого размышления“»[1].

Одно из стихотворений Константина Николаевича Батюшкова озаглавлено «Беседка муз», где он акцентирует своё внимание на мыслях, которые навевает нахождение в беседке «Под тению черёмухи млечной и золотом блистающих акаций»…

Английское обозначение беседки (англ. gazebo), редкое для русского языка, дало название одной из поэм Саши Соколова — «Газибо» (2009), — вошедшей в его книгу «Триптих» (2013).

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Беседка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Беседка. Дата обращения: 9 июня 2022. Архивировано 9 апреля 2022 года.
  3. Что представляют собой бельведер, ротонда, альтанка?. Дата обращения: 7 сентября 2016. Архивировано 14 сентября 2016 года.
  4. «Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой…» (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2016. Архивировано 12 сентября 2016 года.
  5. Описание беседки «Храм Цереры» в статье «Павильоны в Царицынском парке» на сайте «Про-странства.ру»
  6. «Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки». Дата обращения: 7 сентября 2016. Архивировано 20 сентября 2016 года.
  7. Бельведер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Всё о беседках. Дата обращения: 18 февраля 2014. Архивировано 23 февраля 2014 года.

Литература

  • Забелин И., «Домашний быт русских царей и цариц», часть I).
  • Журнал «Хозяйственный строитель», № VI, XV, XLVIII, LXVI, LXXVII, LVIII и XVII (1878—1883 гг.).