Бельведер
Бельведе́р (итал. belvedere, фр. bellevue, от лат. bellus visum — прекрасный вид) — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящего сооружения, бельведером может называться надстройка над зданием, например, башня с широкими застеклёнными или открытыми проёмами[1][2]. «Бельведер — лёгкое, возвышенное строение, поставленное ради вида из него, для обзора местности; прозорная вышка, беседка»[3].
Слово впервые вошло в употребление в Италии в эпоху Возрождения. В 1485—1487 годах для папы римского Иннокентия VIII в Ватикане была построена вилла под названием «Бельведер», позднее усовершенствованная Донато Браманте. Небольшая постройка соединялась двумя галереями с папским дворцом; из её окон открывался чудесный вид на Вечный город, откуда и название. Виллу окружал сад, который также получил название «бельведер»[4].
В саду, в небольшом дворике (Cortile del Belvedere), находилась галерея — антикварий, где были собраны произведения античной скульптуры из римских раскопок, в том числе знаменитая статуя, получившая соответствующее название: Аполлон Бельведерский. При папе Пие VI Бельведер был расширен и превратился в выдающийся музей классического искусства, но наименование «бельведер» сохранилось в обозначении верхней галереи — части современного Апостольского дворца.
Название «Бельведер», не во всех случаях связанное с высотным положением, носят многие дворцы, например, Латеранский дворец и вилла Медичи в Риме, летняя императорская резиденция в Вене (Верхний и Нижний Бельведеры), королевские дворцы в Варшаве и Праге (Летний дворец королевы Анны).
Бельведером называют виллу Ротонда близ Виченцы, творение Андреа Палладио. С этой виллы, расположенной на возвышенности, открываются прекрасные виды на все четыре стороны света. По этой же причине бельведером иногда называют Камеронову галерею в Царском Селе, шедевр архитектуры Чарлза Камерона[5]. В парке Шарлоттенбург в Берлине имеется павильон «Бельведер».
Бельведерами, или чаще французским словом — бельвю, в XVIII веке стали называть различные парковые сооружения независимо от их размера и местоположения: павильоны-ротонды, беседки, садики с видом на окрестности.
В архитектуре русского классицизма, в частности, в усадебных домах, типичными стали надстройки на кровле, по оси здания, в виде круглой башенки-ротонды с куполом и колоннами. Они также получили итальянское название «бельведер». Подобный бельведер украшает дом Пашкова в центре Москвы (постройка В. И. Баженова, 1784—1786). Бельведеры венчают силуэты усадебных домов в Архангельском и Валуево под Москвой. В 1853—1856 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер выстроил в Луговом парке Верхнего Петергофа двухэтажный павильон «Бельведер».
-
Вилла Альмерико-Капра (Ла Ротонда). 1556—1567. Архитектор А. Палладио
-
Камеронова галерея в Царском Селе. 1784—1787. Архитектор Ч. Камерон
-
Дом Пашкова в Москве. 1784—1786. Архитектор В. И. Баженов
-
Усадебный дом в Архангельском. 1817
-
Усадьба Валуево. 1810—1811
-
Бельведер в Петергофе. 1853—1856. Архитектор А. И. Штакеншнейдер
-
Полумоноптер-бельведер на Царской тропе в Ореанде, Крым. 1843—1852
См. также
Примечания
- ↑ Бельведер // Строительный словарь .
- ↑ БРЭ. Бельведер. — URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/1873746 Архивная копия от 24 июля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Русский язык. — Т. 1. — С. 81
- ↑ Власов В. Г. Бельведер, Бельвю // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 128
- ↑ Петров П. Н. Значение архитектора Камерона // Зодчий. 1885. — № 34. — С. 17—18
Литература
- Бельведер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.