Бернина (перевал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бернина
нем. Berninapass, итал. Passo del Bernina
Вид с перевала Бернина у горного приюта Ospizio Bernina в направлении ПонтрезиныВид с перевала Бернина у горного приюта Ospizio Bernina в направлении Понтрезины
Расположение
Координаты 46°24,74′ с. ш. 10°1,71′ в. д.HGЯO
Страны  Швейцария
Горная система Альпы
Хребет или массив Бернина (горный массив)
Характеристики
Высота седловины 2328 м
Бернина (Швейцария)
Точка
Бернина
Бернина, Швейцария
Бернина (Альпы)
Точка
Бернина
Бернина, Альпы

Берни́на или Берни́напасс (нем. Berninapass, итал. Passo del Bernina) — высокогорный перевал в Альпах, Швейцария. Его высота — 2 328 метров над уровнем моря. Он соединяет долины Энгадин и Вальпоскьяво в кантоне Граубюнден (и далее на юг с долиной Вальтеллина в Ломбардии, Италия).

Ближайшие к перевалу населённые пункты — Понтрезина (нем. Pontresina, 1 805 над уровнем моря, в 13 км от перевала), и Сан-Карло ди Поскьяво (нем. San Carlo di Poschiavo, (1 093 м, в 8 км от перевала).

Седловина перевала широкая, на ней расположены два озера: Лей Наир (романш. Lej Nair), относящееся к бассейну реки Инн, и Лаго Бьянко (итал. Lago Bianco), принадлежащее к бассейну реки По. Перевал Бернина лежит на Большом европейском водоразделе, разделяющем бассейны Чёрного и Адриатического морей.

Перевал также является естественной границей распространения рето-романского и итальянского языков.

На перевале находится горный приют Ospizio Bernina.

Через перевал проходят железнодорожная линия Бернина Ретийской железной дороги, соединяющая Санкт-Мориц (Швейцария) с Тирано (Италия), и автомобильная дорога.

История

Перевал Бернина был известен ещё с бронзового века, что подтверждается археологическими находками в Санкт-Морице и Тельо (итал. Teglio). В течение нескольких столетий перевал Бернина являлся основным связующим маршрутом между Верхним Энгадином и Вальтеллиной. Регулярно его стали использовать только в средние века, хотя он не был так популярен, как перевал Малоя или Офенпасс[1].

Железные и канатные дороги

Первая очередь железной дороги через перевал Бернина открылась в 1908 году, электрифицированная узкоколейная железная дорога была в ведена в эксплуатацию в 1910 году, а с 1913 года дорога стала работать и в зимний период.

В 1956 году была построена канатная дорога Бернина—Дьяволецца в горнолыжном регионе на горе Мунт Перс в северной части перевала; а в 1980 году она была реконструирована. C 1963 года действует канатная дорога на Пиц Лагальб[англ.].

Высотный профиль дороги на перевал Бернина от Замедана до Поскьяво

Примечания

  1. Steffan Bruns. Alpenpässe. Die Pässe zwischen Bodensee und Comer See. — München: L. Staackmann Verlag KG, 2010. — Т. 2. — ISBN 978-3-88675-281-2.

Литература

Ссылки

Фотографии