Берио, Шарль Вильфрид де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шарль Вильфрид де Берио

Шарль Вильфрид де Берио (фр. Charles Wilfrid de Bériot, при жизни часто Берио-сын, фр. Bériot fils; 12 февраля 1833, Париж — 22 октября 1914, Со-дю-Гатине) — французский пианист, композитор и музыкальный педагог. Сын знаменитого скрипача Шарля Берио и не менее знаменитой певицы Марии Малибран.

Потеряв мать в трёхлетнем возрасте, воспитывался в значительной степени её сестрой Полиной Виардо. В 1850 г. поступил в военную школу в Брюсселе, однако вскоре отказался от военной карьеры ради пианистической. Среди учителей Берио-сына был, в частности, Сигизмунд Тальберг, чья падчерица была его мачехой.

Интенсивно концертировал как солист преимущественно во Франции. Как отмечал в 1868 г. Эрнест Дюбрёй,

он чудесным образом управляется с самыми ошеломительными сложностями своего ремесла, его техника точна, его игра могущественна. Он обладает мощной энергией и предельной деликатностью. Никто лучше, чем он, не поймёт и не выразит музыку старых мастеров; никто не выдохнет с более глубоким и изысканным чувством мазурку Шопена или романс Мендельсона[1].

Наиболее известен как преподаватель (с 1887 г.) Парижской консерватории, где среди его учеников были Энрике Гранадос, Альберто Вильямс, Рикардо Виньес, Шарль Турнемир и Морис Равель, посвятивший Берио свою «Испанскую рапсодию». Ему же посвящены Шесть концертных этюдов Изидора Филиппа.

В композиторском наследии Берио — четыре фортепианных концерта и ряд камерных сочинений; соната для флейты и фортепиано Op. 64 (1886) была написана для Поля Таффанеля и позднее записана им. В соавторстве с Виктором Альфонсом Дювернуа, зятем Полины Виардо, написал оперетту «Барон Фрик». Редактировал издание фортепианных пьес Иоганна Непомука Гуммеля. Над несколькими дидактическими сочинениями по фортепианному аккомпанементу работал в соавторстве со своим отцом.

Второй фортепианный концерт Берио до минор Op. 46 (1881) записал Питер Уолфиш.

Примечания

  1. Ernest Dubreuil. Revue musicale // Revue moderne. — T. XLVI (1868). — P. 391. (фр.)

Ссылки