Березовский, Максим Созонтович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Максим Созонтович Березовский
Основная информация
Дата рождения 16 (27) октября 1745(1745-10-27)
Место рождения Глухов
Дата смерти 22 марта (2 апреля) 1777(1777-04-02) (31 год)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Страна  Российская империя
Профессии композитор, певец
Жанры хоровой концерт, опера, камерная инструментальная музыка

Макси́м Созо́нтович Березо́вский (16 [27] октября 1745 — 22 марта [2 апреля1777, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский композитор украинского происхождения, работавший также в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта.

Биография

До наших дней от XVIII столетия дошло лишь 6 подлинных архивных документов с именем Березовского. Из его нотных автографов (кроме скрипичной сонаты и экзаменационного антифона, написанного в Болонье) ничего не сохранилось. В связи с этим многие вехи жизни Березовского оказываются спорными, а изложение творческого пути композитора не только в отдельных, но и в узловых моментах является «гипотезой с определённой степенью вероятности»[1].

Родился 16 (27) октября 1745 год. Отец композитора, как полагают исследователи, мог быть шляхтичем[источник не указан 1003 дня] герба Сас. Место рождения Березовского достоверно не известно. Считается, что до 8 лет он мог жить в Глухове[2], где пел в хоре Глуховской певческой школы, основанной по именному указу императрицы Анны Иоанновны[3]. Ученики изучали «киевское», «четырёхгласное» и «партесное русское» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре. Затем юный Березовский, предположительно, учился в Киевской духовной академии[2].

С 13 лет (1758) певец в капелле при дворе великого князя Петра Фёдоровича — будущего императора Петра III; Я. Штелин упоминает имя Березовского как певца в постановках итальянских опер в Ораниенбауме в 1759 и 1769[4]. В 1763 году женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер — выпускнице ораниенбаумской театральной школы, танцовщице придворного театра.

В 1760-х годах Березовский, служивший придворным камер-музыкантом, создал ряд хоровых церковных концертов и песен. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре — Березовского.

Весной 1769 года Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где обучался до 1771 года. Это наиболее престижное учебное заведение с XVII века готовило музыкантов для всей Европы. Доверие к мастерству выпускников академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.

Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, но и сдать экзамены — написать музыкальное произведение, нужно было учиться очень хорошо (так как в те времена необразованные люди считались нищими). Березовскому пришлось создать полифоническую (многоголосную) композицию в определённом стиле на заданную тему. Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии[5] на звание академика-композитора (1771) — в тот же день экзаменовали чешского композитора Йозефа Мысливечека, а за год до этого юного Вольфганга Амадея Моцарта, который также стал академиком.

В 1771 г. Березовский получил статус иностранного члена Болонской академии. Иностранцу этот титул давал право работать капельмейстером. Протокольная рукопись «антифона» Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии. Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей, композитор посещал Венецию, где получал стипендию, и бывал в Ливорно, где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио, поставлена в 1773 в Ливорно). Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова.

Прожив в Италии свыше четырёх лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и чембало» обозначено место написания — Пиза. В итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты. До сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта, о существовании которых известно из разных источников.

В октябре 1773 года композитор вернулся в Петербург и был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы.

Свидетельства о последних годах жизни Березовского противоречивы. Согласно первому биографу композитора Евгению (Болховитинову) он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя». Некоторые биографы объясняли это самоубийство знакомством Березовского с опальной княжной Таракановой. Современный биограф композитора М. Г. Рыцарева отрицает такую версию последних лет жизни композитора. Она указывает на то, что в Россию Березовский вернулся за два года до ареста Таракановой, а версия о самоубийстве впервые появляется в книгах Евгения только во втором десятилетии XIX в.; по мнению Рыцаревой, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой, которая и послужила причиной его скоропостижной кончины.

Творчество

Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Ему принадлежат Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70). Всего атрибуировано 46 его хоровых сочинений[6], некоторые из которых (по состоянию на сентябрь 2022) не опубликованы.

Значительное влияние на творчество Березовского оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).

Примечания

  1. Левашёв Е. М. Березовский М. С. // История русской музыки. Т.3. М., 1985. С.134.
  2. 2,0 2,1 Там же, с.136.
  3. Леонтьева Г. Г., Тюленева В. А. География родного края. «Ромео», 2000. — 76 с. — ISBN 966-7198-09-X.
  4. Березовский Архивная копия от 5 января 2019 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Т. 3. М., 2005, с. 357.
  5. Музыкальная энциклопедия. Болонская филармоническая академия Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine
  6. Рыцарева, 2013.

Литература

  • Воротников П. М. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтений. Журнал словесности <…> т.105 (1851), с.40-55.
  • Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения. — СПб., 1882.
  • Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский / рецензент и научный редактор Ю. В. Келдыш. — Л.: Музыка, 1983. — 144 с. — 23 000 экз.
  • Рыцарева М. Г. Максим Березовский: жизнь и творчество композитора. — 2-е. — СПб.: Композитор СПб, 2013. — С. 182—206. — 228 с. — (Русская музыкальная классика). — ISBN 978-5-7379-0504-0.
  • Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
  • Рыцарева М. Было ли самоубийство // Искусство Ленинграда. 1990, № 2.
  • Березовский М. С. // Большая российская энциклопедия. Т.3. М.. 2005, с.357.
  • Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский / История русской музыки: В 10 т. Том 3. XVIII век. Часть 2. — М.: «Музыка», 1985. — C. 132—160.

Ссылки