Перейти к содержанию

Бережковская набережная

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бережковская набережная
Общая информация
Координаты 55°44′07″ с. ш. 37°33′42″ в. д.HGЯO
Страна Россия
Город Москва
Округ ЗАО
Район Дорогомилово
Протяжённость 2,7 км
Метро  Киевская
 Киевская
 Киевская
 Спортивная
Московское центральное кольцо Лужники (МЦК)
Почтовый индекс 121059

Бережко́вская набережная — набережная на правом берегу Москвы-реки в районе Дорогомилово Западного административного округа города Москвы. Расположена между мостом Богдана Хмельницкого и Бородинским мостом. На набережную выходит площадь Европы и улица Потылиха. Нумерация домов начинается от площади Европы.

Происхождение названия

Набережная получила название по патриаршей рыбачьей слободе «на Бережках», существовавшей в XVI—XVII вв[1].

История

Набережная возникла на месте патриаршей рыбачьей слободы, в которой была небольшая церковь Тихвинской Божьей Матери, стоявшая на месте современного дома 2. К западу от слободы находился Красный луг, позднее занятый огородами. К концу XIX века слобода постепенно застраивается небольшими предприятиями. До начала XX века начальная часть набережной называлась улицей Бережки. В связи с постройкой в 1899 году Киевской железной дороги, на набережной возникают товарные склады. В 1905—1907 годах в конце набережной построен Краснолужский мост Окружной железной дороги. В 1916 году — Дорогомиловский химический завод.

Вид на Фрунзенскую ТЭЦ
Клуб им. М. В. Фрунзе (1927—1929, арх. К. С. Мельников).

В 1930-х годах в ходе реализации программы реконструкции набережных Москва-реки Бережковскую набережную облицевали крупными блоками серого гранита и устроили пристань (архитектор И. А. Француз)[2]. В те же годы на набережной была построена Фрунзенская ТЭЦ, началось жилищное строительство. В 1938 году по всей набережной был пущен троллейбус на Ленинские (ныне Воробьёвы) горы. В 1953 году в связи со строительством нового здания МГУ расширяется проезжая часть. В 1954 году часть зданий Бережковской слободы, примыкающая к Бородинскому мосту, была снесена, и в начале набережной был создан сквер, где предполагалось поставить «монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией»[3]. В начале 1960-х гг. снесли здание церкви и остальную часть слободы. В 2001 году в начале набережной построен пешеходный мост, соединивший Бережковскую набережную с улицей Плющиха, а в сентябре 2002 года на месте проезда к Киевскому вокзалу открылась площадь Европы.

Примечательные здания и сооружения

Транспорт

Троллейбус на маршруте 34 на фоне здания ТЭЦ-12. Маршрут работал до 18 мая 2019 года.

В 200 м от набережной — станции метро  Киевская Арбатско-Покровской, Филёвской и Кольцевой линий. До западной части набережной можно добраться от станции метро  Спортивная и станции МЦК  Лужники.

По набережной на всём её протяжении следуют автобусы:

Примечания

  1. Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М., 1958. — С. 576—577.
  2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 185. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М., 1958. С. 577.
  4. Гольдштейн Борис Эммануилович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  5. Граве Александр Константинович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  6. Стругацкий Аркадий Натанович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].