Бережковская набережная

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бережковская набережная
Общая информация
Страна Россия
Город Москва
Округ ЗАО
Район Дорогомилово
Протяжённость 2,7 км
Метро  Киевская
 Киевская
 Киевская
 Спортивная
Московское центральное кольцо Лужники (МЦК)
Почтовый индекс 121059
55°44′07″ с. ш. 37°33′42″ в. д.HGЯO

Бережко́вская набережная — набережная на правом берегу Москвы-реки в районе Дорогомилово Западного административного округа города Москвы. Расположена между мостом Богдана Хмельницкого и Бородинским мостом. На набережную выходит площадь Европы и улица Потылиха. Нумерация домов начинается от площади Европы.

Происхождение названия

Набережная получила название по патриаршей рыбачьей слободе «на Бережках», существовавшей в XVI—XVII вв[1].

История

Набережная возникла на месте патриаршей рыбачьей слободы, в которой была небольшая церковь Тихвинской Божьей Матери, стоявшая на месте современного дома 2. К западу от слободы находился Красный луг, позднее занятый огородами. К концу XIX века слобода постепенно застраивается небольшими предприятиями. До начала XX века начальная часть набережной называлась улицей Бережки. В связи с постройкой в 1899 году Киевской железной дороги, на набережной возникают товарные склады. В 1905—1907 годах в конце набережной построен Краснолужский мост Окружной железной дороги. В 1916 году — Дорогомиловский химический завод.

Вид на Фрунзенскую ТЭЦ
Клуб им. М. В. Фрунзе (1927—1929, арх. К. С. Мельников).

В 1930-х годах в ходе реализации программы реконструкции набережных Москва-реки Бережковскую набережную облицевали крупными блоками серого гранита и устроили пристань (архитектор И. А. Француз)[2]. В те же годы на набережной была построена Фрунзенская ТЭЦ, началось жилищное строительство. В 1938 году по всей набережной был пущен троллейбус на Ленинские (ныне Воробьёвы) горы. В 1953 году в связи со строительством нового здания МГУ расширяется проезжая часть. В 1954 году часть зданий Бережковской слободы, примыкающая к Бородинскому мосту, была снесена, и в начале набережной был создан сквер, где предполагалось поставить «монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией»[3]. В начале 1960-х гг. снесли здание церкви и остальную часть слободы. В 2001 году в начале набережной построен пешеходный мост, соединивший Бережковскую набережную с улицей Плющиха, а в сентябре 2002 года на месте проезда к Киевскому вокзалу открылась площадь Европы.

Примечательные здания и сооружения

Транспорт

Троллейбус на маршруте 34 на фоне здания ТЭЦ-12. Маршрут работал до 18 мая 2019 года.

В 200 м от набережной — станции метро  Киевская Арбатско-Покровской, Филёвской и Кольцевой линий. До западной части набережной можно добраться от станции метро  Спортивная и станции МЦК  Лужники.

По набережной на всём её протяжении следуют автобусы:

Примечания

  1. Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М., 1958. — С. 576—577.
  2. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 185. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  3. Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М., 1958. С. 577.
  4. Гольдштейн Борис Эммануилович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  5. Граве Александр Константинович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
  6. Стругацкий Аркадий Натанович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].