БелАЗ-540А

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
БелАЗ-540А
Общие данные
Производитель Союз Советских Социалистических Республик СССР Белорусский автомобильный завод, г. Жодино
Годы производства 19671985
Сборка БелАЗ
Класс карьерный самосвал
Дизайн
Тип кузова грузовик
Двигатель
ЯМЗ-240
Общие данные
Производитель Ярославский моторный завод
Тип дизельный, четырёхтактный, V-образный
Макс. скорость 55
Производительность
Максимальная мощность 360 л. с., при 2100 об/мин
Камера сгорания
Объём 22 300 см3
Цилиндров 12
Степень сжатия 16,5
Питание
Рекомендованное топливо дизельное
Расход топлива при смешанном цикле 100
Трансмиссия
автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая
Массово-габаритные характеристики
Длина 7250 мм
Ширина 3480 мм
Высота 3580 мм
Клиренс 0,48 м
Колёсная база 3550 мм
Колея задняя 2400 мм
Колея передняя 2800 мм
Масса 20,92 т
Другая информация
Грузоподъёмность 27 т
Предшественник
БелАЗ-540
Преемник
БелАЗ-7522

БелАЗ-540А — советский большегрузный самосвал для перевозки грунта, вскрышных пород и руды на стройках и карьерных разработках.

История

Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодине в конце 1950-х годов. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшового типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Валентином Сергеевичем Кобылинским.

Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Его можно увидеть в известной советской кинокомедии «Королева бензоколонки» (1962). Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. В 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А.

Эти автомобили были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522.

Описание

Самосвал эксплуатируется на специально построенных дорогах. Это был грузовой автомобиль с гидропневматической подвеской колёс, объединёнными гидросистемами усилителя руля (ГУР) и подъёмника кузова, установлены винтовой рулевой механизм, гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска заднего и переднего мостов. В кузов загружалось до 15 кубометров груза.

Рабочие технические характеристики

  • радиус поворота (по колее внешнего переднего колеса) – 8,5 м.
  • угол опрокидывания кузова – 55°
  • время опрокидывания гружёного кузова – 25 сек.
  • запас топлива – 400 л.
  • число мест в кабине – 1

Это первый советский автомобиль, удостоенный Государственного знака качества[1][2][3].

Примечания

  1. Из коллекции «За рулём». БелАЗ-540А // За рулём : журнал. — 1973. — Январь (№ 1). — С. 42.
  2. Обзор карьерного самосвала БелАЗ-540. Дата обращения: 2 июля 2017. Архивировано 22 июня 2017 года.
  3. Автосамосвалы БелАЗ. Сайт об истории отечественной дорожной и строительной техники. Дата обращения: 8 июля 2017. Архивировано 14 июня 2017 года.

Ссылки