Без наркоза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Без наркоза
Bez znieczulenia
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Анджей Вайда
Автор
сценария
Агнешка Холланд
В главных
ролях
Збигнев Запасевич
Эва Далковская
Анджей Северин
Кристина Янда
Длительность 130 мин.
Страна  Польша
Год 1978
Ссылки
IMDb ID 0078857

«Без наркоза» («Без анестезии», польск. Bez znieczulenia) — фильм-притча польского кинорежиссёра Анджея Вайды снятый в 1978 году.

Агнешка Холланд и Анджей Вайда анализируют в фильме социалистическое общество через намеренно будничный сюжет о польском журналисте-международнике, испытывающем проблемы на личном и профессиональном фронте. Главный герой выглядит типичным диссидентом, отстаивающим идеалы юности, которым противоречит реальность беспринципных, циничных функционеров от политики и журналистики.

Притча Анджея Вайды о состоянии духовной жизни в Польше не была до конца понята зрителем ни в момент появления, ни в более позднее время перемен в обществе. В этом фильме Анджей Вайда в некотором отношении дублирует художественную манеру своего младшего коллеги Кшиштофа Занусси (ср., например, «Защитные цвета», 1976). В дальнейшей Вайда снимет ещё несколько фильмов на актуальные социальные темы («Человек из мрамора», 1976, «Человек из железа», 1981).

Фильм получил приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1979 года.

Сюжет

В фильме показана драма талантливого польского журналиста-международника Ежи Михаловского, которого оставила жена Эва. Она ушла к другому журналисту (Яцеку Ростишевскому), вполне лояльному к социалистической системе. Личная трагедия совпадает с проблемами на работе: главный герой стал неугоден партийному начальству, которое устраивает ему негласную травлю.

Осознание бессмысленности существования не исчезает даже после появления любовницы в лице влюблённой в него ученицы. Её молчаливый, почти невидимый образ сопровождает Михаловского, как ангел-хранитель. В финале фильма главный герой буквально сжигает себя, кончает с собой, вызвав взрыв неисправной газовой колонки у себя на кухне. Бессильный перед системой подавления личности и неприкрытого двуличия, герой уже не находит места в обществе социалистического застоя.

Мы не видим страшной сцены смерти Ежи Михаловского. Но в завершающих кадрах кинофильма режиссёр рукой его жены чуть поднимает простыню, которой прикрыто лицо героя, лежащего на носилках. И кажется — дьявольская, упрямая улыбка на его обезображенном лице.

В ролях

Ссылки