Перейти к содержанию

Бассано, Якопо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Якопо Бассано
итал. Iacopo Bassano
«Автопортрет» (1590-е). Музей истории искусств, Вена«Автопортрет» (1590-е). Музей истории искусств, Вена
Имя при рождении Якопо даль Понте
Дата рождения 1510(1510)
Место рождения Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика
Дата смерти 13 февраля 1592(1592-02-13)
Место смерти Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика
Подданство Флаг Венеции Венецианская республика
Жанр религиозная живопись, портрет
Учёба мастерские Франческо Бассано и Бонифачо Веронезе[1]
Стиль поздний ренессанс, маньеризм

Якопо даль Понте (итал. Jacopo Dal Ponte), прозванный Якопо Бассано (итал. Jacopo Bassano[k 1]); около 1510, Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика — 13 февраля 1592, там же) — итальянский художник, представитель венецианской школы[2][3]. Автор картин на библейские сюжеты и портретов в стиле позднего ренессанса и маньеризма, с лёгким веянием барокко[2][3]. Его работы включали реалистичные изображения предметов быта, животных, домов и пейзажей; люди исполнялись им в сложных позах, тем не менее смотрящихся естественно в плотной композиции картины с многочисленными бытовыми подробностями[4]. В произведениях художника заметно влияние творчества его отца — Франческо Бассано Старшего, а также Джентиле Беллини, Тициана и Паоло Веронезе, выражающееся в повышенной праздничности[5]. В свою очередь он оказал влияние на творчество четверых своих сыновей и Эль-Греко[3]. Бассано считается первым современным пейзажистом[1].

Биография

Монумент Якопо да Понте, Бассано-дель-Граппа

Якопо даль Понте родился около 1510 года в коммуне Бассано-дель-Граппа в Венецианской республике. Единственный сын художника Франческо даль Понте (известен как Франческо Бассано Старший) и Лючии, урождённой Пиццардини. Начальное художественное образование получил в мастерской отца, где участвовал в работе над заказами в течение пяти лет и стал продолжателем семейной традиции. Известно, что им были написаны голова и плат Богоматери в картине Франческо Бассано «Рождество» (1525). В 1535 году приехал в Венецию, где продолжил художественное образование в мастерской Бонифачо де Питати, прозванного Веронезе[6][7].

Его первой самостоятельной работой стала картина «Бегство в Египет» (1534)[6].

У Якопо Бассано было четверо сыновей, которые пошли по стопам отца и стали художниками:

  • Франческо Бассано Младший (итал. Francesco Bassano, le Jeune; 1549—1592) работал с Якопо, также является автором серии исторический полотен для Дворца Дожей. Известная работа — «Лето» (1570—1580; собрание Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга);
  • Джованни Баттиста Бассано (итал. Giambattista Bassano; 1553—1613) в основном копировал в мастерской своего отца его работы без внесения собственных поправок. В 1593 году с Лукой Мартинелли расписывал местную церковь. Его известная работа — «Святой Леонард, Антоний, Себастьян и Рох» (1598);
  • Леандро Бассано (итал. Leandro Bassano; 1557—1622) больше всех сыновей Якопо перенял его манеру живописи. После смерти старшего брата Франческо Бассано Младшего взял на себя руководство семейной мастерской. Занимался религиозной и портретной живописью. В связи с его большой популярностью в конце 1590-х годов посвящён в рыцари венецианским дожем. Автор известной серии из 12 картин — «Двенадцать месяцев»;
  • Джироламо Бассано (итал. Gerolamo Bassano; 1566—1621) изучал медицину, преподавал живопись. Известны работы «Мадонна со святым», «Ужин в Эммаусе» (собрании Бреры, Милан)[8].

Творчество

Помимо влияния отца, крестьянского живописца, на работы Бассано оказали воздействие офорты Франческо Пармиджанино, пользовавшиеся популярностью в то время[8].

В его ранних работах прослеживается влияние маньеризма через удлинённые пропорции тел и яркий контрастный колорит. К 1540 году Якопо приобретает собственный стиль, базирующийся на реализме изображения людей и животных, насыщенный колоритом и контрастной игрой светотени. Его работы вдохновлены повседневностью жизни сельского города и красотой природы[8].

Трактуя библейские сюжеты сценами повседневной жизни, делал героями картин типажных соотечественников и животных. Для его работ характерны обстоятельность и многословие, в сочетании с эмоциональным напряжением. Своими произведениями внёс большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи[8].

Почти всю жизнь Якопо работал в Бассано-дель-Граппа, тем не менее всегда следил за событиями в мире искусства. Ценил портретную живопись Лоренцо Лотто[8].

Комментарии

  1. По названию итальянской родовой коммуны художника (Булгакова, 2013, с. 160).

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Berenson, Bernard. The Venetian Painters of the Renaissance with an Index to their Works (англ.). — New York: G.P. Putnam's Sons[англ.], 1894.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Галерея Боргезе, 2014, с. 47.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Иванова, 2008, с. 18.
  4. Галерея Боргезе, 2014, с. 47—48.
  5. Галерея Боргезе, 2014, с. 48.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 William R. Rearick. Dal Ponte, Iacopo detto Bassano (итал.). Dizionario Biografico degli Italiani – Volume 32 (1986). www.treccani.it. Дата обращения: 7 декабря 2015. Архивировано 9 декабря 2015 года.
  7. Булгакова, 2013, с. 160.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Булгакова, 2013.

Литература

Ссылки