Бассано, Якопо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Якопо Бассано
итал. Iacopo Bassano
«Автопортрет» (1590-е). Музей истории искусств, Вена«Автопортрет» (1590-е). Музей истории искусств, Вена
Имя при рождении Якопо даль Понте
Дата рождения 1510(1510)
Место рождения Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика
Дата смерти 13 февраля 1592(1592-02-13)
Место смерти Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика
Подданство Флаг Венеции Венецианская республика
Жанр религиозная живопись, портрет
Учёба мастерские Франческо Бассано и Бонифачо Веронезе[1]
Стиль поздний ренессанс, маньеризм

Якопо даль Понте (итал. Jacopo Dal Ponte), прозванный Якопо Бассано (итал. Jacopo Bassano[k 1]); около 1510, Бассано-дель-Граппа, Венецианская республика — 13 февраля 1592, там же) — итальянский художник, представитель венецианской школы[2][3]. Автор картин на библейские сюжеты и портретов в стиле позднего ренессанса и маньеризма, с лёгким веянием барокко[2][3]. Его работы включали реалистичные изображения предметов быта, животных, домов и пейзажей; люди исполнялись им в сложных позах, тем не менее смотрящихся естественно в плотной композиции картины с многочисленными бытовыми подробностями[4]. В произведениях художника заметно влияние творчества его отца — Франческо Бассано Старшего, а также Джентиле Беллини, Тициана и Паоло Веронезе, выражающееся в повышенной праздничности[5]. В свою очередь он оказал влияние на творчество четверых своих сыновей и Эль-Греко[3]. Бассано считается первым современным пейзажистом[1].

Биография

Монумент Якопо да Понте, Бассано-дель-Граппа

Якопо даль Понте родился около 1510 года в коммуне Бассано-дель-Граппа в Венецианской республике. Единственный сын художника Франческо даль Понте (известен как Франческо Бассано Старший) и Лючии, урождённой Пиццардини. Начальное художественное образование получил в мастерской отца, где участвовал в работе над заказами в течение пяти лет и стал продолжателем семейной традиции. Известно, что им были написаны голова и плат Богоматери в картине Франческо Бассано «Рождество» (1525). В 1535 году приехал в Венецию, где продолжил художественное образование в мастерской Бонифачо де Питати, прозванного Веронезе[6][7].

Его первой самостоятельной работой стала картина «Бегство в Египет» (1534)[6].

У Якопо Бассано было четверо сыновей, которые пошли по стопам отца и стали художниками:

  • Франческо Бассано Младший (итал. Francesco Bassano, le Jeune; 1549—1592) работал с Якопо, также является автором серии исторический полотен для Дворца Дожей. Известная работа — «Лето» (1570—1580; собрание Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга);
  • Джованни Баттиста Бассано (итал. Giambattista Bassano; 1553—1613) в основном копировал в мастерской своего отца его работы без внесения собственных поправок. В 1593 году с Лукой Мартинелли расписывал местную церковь. Его известная работа — «Святой Леонард, Антоний, Себастьян и Рох» (1598);
  • Леандро Бассано (итал. Leandro Bassano; 1557—1622) больше всех сыновей Якопо перенял его манеру живописи. После смерти старшего брата Франческо Бассано Младшего взял на себя руководство семейной мастерской. Занимался религиозной и портретной живописью. В связи с его большой популярностью в конце 1590-х годов посвящён в рыцари венецианским дожем. Автор известной серии из 12 картин — «Двенадцать месяцев»;
  • Джироламо Бассано (итал. Gerolamo Bassano; 1566—1621) изучал медицину, преподавал живопись. Известны работы «Мадонна со святым», «Ужин в Эммаусе» (собрании Бреры, Милан)[8].

Творчество

Помимо влияния отца, крестьянского живописца, на работы Бассано оказали воздействие офорты Франческо Пармиджанино, пользовавшиеся популярностью в то время[8].

В его ранних работах прослеживается влияние маньеризма через удлинённые пропорции тел и яркий контрастный колорит. К 1540 году Якопо приобретает собственный стиль, базирующийся на реализме изображения людей и животных, насыщенный колоритом и контрастной игрой светотени. Его работы вдохновлены повседневностью жизни сельского города и красотой природы[8].

Трактуя библейские сюжеты сценами повседневной жизни, делал героями картин типажных соотечественников и животных. Для его работ характерны обстоятельность и многословие, в сочетании с эмоциональным напряжением. Своими произведениями внёс большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи[8].

Почти всю жизнь Якопо работал в Бассано-дель-Граппа, тем не менее всегда следил за событиями в мире искусства. Ценил портретную живопись Лоренцо Лотто[8].

Комментарии

  1. По названию итальянской родовой коммуны художника (Булгакова, 2013, с. 160).

Примечания

  1. 1,0 1,1 Berenson, Bernard. The Venetian Painters of the Renaissance with an Index to their Works (англ.). — New York: G.P. Putnam's Sons[англ.], 1894.
  2. 2,0 2,1 Галерея Боргезе, 2014, с. 47.
  3. 3,0 3,1 3,2 Иванова, 2008, с. 18.
  4. Галерея Боргезе, 2014, с. 47—48.
  5. Галерея Боргезе, 2014, с. 48.
  6. 6,0 6,1 William R. Rearick. Dal Ponte, Iacopo detto Bassano (итал.). Dizionario Biografico degli Italiani – Volume 32 (1986). www.treccani.it. Дата обращения: 7 декабря 2015. Архивировано 9 декабря 2015 года.
  7. Булгакова, 2013, с. 160.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Булгакова, 2013.

Литература

Ссылки