Бардон, Франц
Франц Бардон | |
---|---|
Франц Бардон (чеш. František Bardon; 1909—1958) — чешский оккультист.
Биография
О биографии Ф.Бардона имеется мало достоверных сведений. Родился в Опаве (немецкое название — Троппау, в то время — территория Австро-Венгрии), был единственным сыном христианского мистика Виктора Бардона. В 1920-х годах Франц входил в окружение известного германского оккультиста Фридриха Квинтшера[англ.], создавшего в 1923 году «Орден Ментальных Архитекторов»; впоследствии Квинтшер и Бардон играли видную роль в неоязыческом Обществе Адониса[англ.].
В 1920-х годах Ф. Бардон взял себе псевдоним «Фрабато» (акроним от Франц Бардон — Троппау — Опава), под которым выступал с лекциями, пользовавшимися большой популярностью в оккультных кругах, и публиковал свои труды. После прихода к власти национал-социалистов подвергался преследованиям, в 1941 году был арестован и содержался в концлагерях Бреслау и Троппау. В конце войны ему удалось бежать из концлагеря (по другой версии, был освобождён из концлагеря частями Красной Армии). После войны окончил в Мюнхене школу народной медицины[нем.] и работал в Чехословакии как целитель и экстрасенс. Деятельность Бардона вызвала негативную реакцию властей, он был арестован органами безопасности и умер в заключении в Брно от перитонита 10 июля 1958 года[1].
Взгляды
Метафизическая система Бардона начинается с посвящения в герметизм и развивается в его последующих трудах. Согласно его взглядам, высшей сущностью является «акаша», связанная с Богом и платоновским «миром идей», и содержащая четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду. Эти четыре базовых элемента составляют суть всех процессов в каждом из трех миров — ментальном, астральном и физическом. Бардон также использует понятия «электрических» и «магнитных» сил для обозначения неких «универсальных» активных и пассивных сил соответственно, которые проявляются в положительных и отрицательных аспектах четырёх базовых элементов. Воздух и земля считаются псевдоэлементами, так как они возникают только из взаимодействия огня и воды.
Три мира («плана») Бардон описывает следующим образом: высшей реальностью является ментальный мир, или ментальный план, хранимый неделимой акаша, который является истинным и вечным эго. Если акаша даёт ощущение мира идей, то ментальный план приводит эти идеи в движение. Астральный план находится ниже ментального, содержит архетипы физического мира, и в некоторой степени жизненную энергию; низшим является физический мир (план). Каждый из этих миров образует матрицу для нижележащего мира. По аналогии, люди также имеют три тела, с соответствующим присутствием в каждом из этих трёх миров (планов); разрыв связи между любыми двумя из этих миров вызывает растворение низших форм (или смерть).
Уникальность людей, по Бардону, заключается в том, что только они являются «тетраполярными», то есть содержат в себе все четыре элемента, плюс пятый — акаша или Божественный элемент. Эта концепция составляет суть учения Бардона, которое требует от индивида преодоления личных недостатков и достижения тетраполярного баланса — только тогда возможен духовный прогресс. Бардон неоднократно подчеркивает, что индивид может достичь понимания себя и своей личной вселенной лишь в пределах сферы их осознания и своей духовной зрелости. Таким образом, более «сбалансированный» (и, следовательно, более развитый) адепт получает доступ к более полной реальности. Одним из побочных эффектов этого может быть проявление магических способностей.
Среди трудов Бардона наиболее известным является его трехтомный труд по герметической магии, включающий труды «Инициация в герметизм», «Практика магического воплощения» и «Ключ к Истинной Каббале». Высказывались предположения, что книга «Маг Фрабато» (Frabato the Magician), автором которой считают секретаря Бардона Отти Вотавову, может быть произведением самого Бардона, его замаскированной автобиографией[2].
Работы Бардона отличаются относительной простотой языка, теоретические разделы в них сравнительно невелики, в то же время они делают сильный акцент на духовные практики с многими упражнениями. Ученики Бардона, такие как Мартин Фолкс, Уильям Мистель и Рон Кларк считают его труды лучшими описаниями магических практик XX века.
Публикации
- Brána k opravdovému zasvěcení: učební soustava o deseti stupních (část teoretická i praktická), Chvojkovo nakladatelství, Praha 1999 (6. vydání), 242 s., ISBN 80-86183-01-7
- Praxe magické evokace: návod k vyvolávání bytostí ze sfér, jež nás obklopují, Chvojkovo nakladatelství, Praha 2000 (4. vydání), 267 s., ISBN 80-86183-03-3
- Klíč k opravdové kabale: kabalista jako dokonalý vládce mikro a makrokosmu, Chvojkovo nakladatelství, Praha 1998 (3. vydání), 189 s., ISBN 80-86183-02-5
- (František Bardon + Josef Drábek) Pomůcka k introspekci neboli k sebepoznání: rozbor pozitivních (aktivních) a negativních (pasivních) vlastností podle čtyř živlů, Vodnář, Praha 2015 (1. vydání), 728 s., ISBN 978-80-7439-104-0
Примечания
Литература
- Franz Bardon. Frabato the Magician: An Occult Novel (англ.) / Kenneth Johnson. — Salt Lake City, UT: Merkur Pub., 2002. — ISBN 1-885928-15-7.
- Lumir Bardon, M. K.: Erinnerungen an Franz Bardon. Rüggeberg, Wuppertal 1992. (3., erw. Auflage. 2008, ISBN 978-3-921338-39-1)
- Emil Stejnar: Franz Bardon. Tatsachen und Anekdoten um einen Eingeweihten. Ibera, Wien 2010, ISBN 978-3-85052-252-6.
- Milan Nakonečny: Novodoby Česky Hermetismus. Vodnař, Prag 1995, ISBN 80-85255-85-5. (enthält Kapitel über Bardon und weitere über sein tschechisches Umfeld)