Балтсудопроект

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект»
Основание 1925
Прежние названия Центральное бюро морского судостроения (ЦБМС),
«Судопроект»,
«Судопроверфь»
ЦКБ-32
Расположение  Россия, 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44
Ключевые фигуры А. В. Обухов
руководитель, главный конструктор
Сайт krylov-center.ru/rus/act…
Награды Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени

ЦКБ «Балтсудопроект» — российское проектно-конструкторское бюро морского судостроения. В настоящее время является отделением ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова». Одно из старейших в отрасли, основано в 1925 году как центральная проектная организация по разработке гражданского флота страны, в настоящее время специализируется на проектировании и техническом сопровождении строительства судов, кораблей и плавсооружений различного класса и назначения. С момента основания в ЦКБ разработано порядка 200 проектов, по которым построено более 2600 судов общим водоизмещением более 11 млн. тонн[1][2][3].

История

В 1922 году на базе петроградских судостроительных заводов был создан «Судотрест», в который впоследствии вошло большинство судостроительных заводов страны. С целью реализации обширной программы торгового судостроения на 1925—1930 годы, принятой Советом Труда и Обороны СССР и предусматривающей создание более 200 морских судов 28 новых типов, «Судотрестом» было организовано Центральное техническое бюро (ЦТБ) на базе которого в 1925 году возникло Центральное конструкторское бюро морского судостроения (ЦБМС). 14 сентября 1925 года Главметалл[4] и «Судотрест» утвердили ЦБМС как самостоятельную проектно-конструкторскую организацию.

На ЦБМС были возложены задачи централизации проектно-конструкторских работ по новым типам судов, сбор и обобщение мировой информации, выработка и развитие новых отраслевых стандартов, помимо этого велось проектирование судовых механизмов, арматуры, теплоэнергетических и паросиловых установок. Первым начальником бюро стал А. И. Маслов, ведущими инженерами К. И. Боханевич, Я. А. Копержинский, М. А. Ловягин, Л. М. Ногид, Е. С. Толоцкий, П. И. Халимович, П. И. Титов, В. М. Векслер и др. В сентябре 1925 г. в бюро работало около 100 сотрудников.

2 октября 1928 года ЦБМС было реорганизовано в Государственную контору по проектированию судов — «Судопроект» с прямым подчинением ВСНХ. С 1929 года в организацию вошли специалисты заводских КБ, численность персонала возросла до 600 человек.

В 1930—1931 годы в ЦКБ называлось «Судопроверфь», так как в него вошло бюро по проектированию верфей, которое впоследствии вновь выделилось в отдельную организацию. В 1934 году бюро начинает проектирование судов для ВМФ (сторожевой корабль «Ястреб» пр. 29). В 1937 году «Судопроект» меняет название на «Ленинградский проектный институт», затем на ЦКБ-32.

К 1941 году по проектам ЦКБ было построено более 250 судов, составивших ядро советского торгового флота и также значительную часть рыбопромыслового, технического и вспомогательного флотов.

В годы Великой Отечественной войны ЦКБ находилось в эвакуации в Сталинградской области а затем в Казани, объединившись с эвакуированным из Ленинграда ЦКБ-50. Основной тематикой работ была разработка, модернизация и сопровождение производства «москитного флота», а также переоборудование по требованиям военного времени гражданских судов.

В 1966 году бюро получило современное название ЦКБ «Балтсудопроект». В 1969 г. в «Балтсудопроект» из ЦКБ «Айсберг» перешло бюро буксирных судов. В 1970-80-е годы численность сотрудников достигала 1400 человек.

За успехи в работе в 1975 году, к 50-летию, ЦКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени, в 1985 г. орденом Октябрьской Революции.

В 1990-годы, в связи с уменьшением загрузки, в бюро произошло сокращение численности персонала.

В 1999 году ЦКБ вошло в ГУП «ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова» на правах филиала а в 2008 г. было преобразовано в его отделение[5]. На начало 2017 г. штат ЦКБ насчитывает около 170 сотрудников[6].

Проекты

Год Номер проекта Тип судна Главный конструктор Технические данные Построено (шт.) Примечания
1928 - Траулер «Одесский Горсовет» Л.М. Ногид в/и 1107 т. 37 -
1929 - Грузопассажирское судно
«Абхазия»
- дедвейт 1640 т. нет данных -
1929 - Грузопассажирское судно
«Анадырь»
- дедвейт 3620 т. 10 -
1929 - Грузопассажирское судно
«Карелия»
- дедвейт 355 т. 3 -
1929 - Танкер «Баку» - дедвейт 2300 т. 3 -
1930 - Сухогруз «Макс Гельц» - дедвейт 5420 т. 4 -
1931 - Лесовоз «Волголес» - дедвейт 5500 т. 10 -
1931 - Рефрижератор «Тегеран» Е.С. Толоцкий - 2 -
1932 - Грузопассажирские суда
«Дагестан» и «Туркменистан»
- дедвейт 900-960 т. 4 -
1932 - Сухогруз «КИМ» - дедвейт 7540 т. 4 Дальнейшее развитие проекта «Макс Гельц»
1935 - Сухогруз «Куйбышев» - дедвейт 1750 т. 4 -
1936 - НИС «Океан» - в/и 3650 т. 4 -
1938 59 Быстроходный тральщик Л.М. Ногид - 2 Многие заложенные корабли были не достроены в связи с войной или переоборудованы по пр. 73К
1939 29 Сторожевой корабль «Ястреб» Я.А. Копержинский - 6 Строились после войны
1941-1945 - Боевые катера различного назначения - - 620 -
1941-1945 73К Тральщик «Федор Митрофанов» К.П. Кириков - 15[7] Переоборудование недостроенных тральщиков пр.59. Вступили в строй после войны.
1942 200 Малый охотник Л.Л. Ермаш водоизмещение 44 т. - Имел модификации как охотник ОМ-200 и торпедный катер ТМ-200
Послевоенные годы 42 Сторожевой корабль «Сокол» Д.Д. Жуковский - 8 Разработчики позднее выделились в отдельное КБ
Послевоенные годы 564 Сухогруз типа «Днепрогэс» К.И. Боханевич дедвейт 7250 т. 6 -
1948 ПМ-2 Буксир П.И. Халимович 500 л.с. более 200 Паровой буксир[8]
1949-1950 563 Танкер типа «Казбек» П.И. Халимович
Н.Л. Кузьмичев
дедвейт 11430 т. 70 Первые в стране суда с цельносварным корпусом,
составили ядро отечественного нефтеналивного флота
Начало 1950-х 561 Танкер «Водолей-8» А.Л. Кошевой дедвейт 1000 т. 11 Водоналивной танкер для ВМФ
Начало 1950-х 569 Рефрижераторное судно «Актюбинск» К.И. Боханевич
Н.Ф Щукин
дедвейт 6040 т. 14 -
1950-е 218 Кабельное судно «Колар» Я.А. Копержинский - 2 -
Конец 1950-х 581 Рефрижераторное судно «Севастополь» Н.Ф Щукин дедвейт 4140 т. 6 Разработано на базе пр. 569 «Актюбинск»
Конец 1950-х 310 Плавбаза В.И. Могилевич
С.Н. Шумилов
в/и 7150 т. 7 -
1955-1959 573 Танкер типа «Пекин» П.И. Халимович
Н.Ф Щукин
дедвейт 31000 т. 7 -
1959 567 Сухогруз «Ленинский комсомол» К.И. Боханевич
Ф.В. Сибирь
дедвейт 16000 т. 25 Проектирование было закончено в ЦКБ-21 (Николаев)
Начало 1960-х 577 Танкер «Терек» А.Л. Кошевой дедвейт 3600 т. 9 Танкер снабжения ВМФ
Начало 1960-х 592 Пассажирское судно «Киргизстан» П.С. Возный
С.А. Никитенков
250 пассажиров 9 Первое послевоенное пассажирское судно
Начало 1960-х 580 Лесовоз «Павлин Виноградов» П.С. Возный дедвейт 6400 6 Газотурбинная ЭУ
1960... 1881 Пассажирский лайнер Д.Г. Соколов 28 уз., 1100 пассажиров 0 Лайнер длинной 205 м. с паротурбинной установкой 72 000 л.с. Проект был закрыт.
1962 596 Лесовоз «Вытегрлес» П.С. Возный дедвейт 6550 64 -
1963 1522 Танкер типа «София» Н.Ф. Щукин
Д.Г. Соколов
дедвейт 50570 т. 23 -
1960-е - Универсальный сухогруз «50-летие комсомола» С.А. Никитенков дедвейт 8230 т. 36 -
1960-е 1559 Танкер типа «Великий Октябрь» Н.Л. Кузьмичев дедвейт 16300 т. 26 Из них 6 шт. построено для ВМФ как танкеры снабжения (пр. 1559В, тип «Борис Чиликин»)
1960-е 1560 Танкер типа «Никифор Рогов» С.М. Стеркин дедвейт 15300 т. 5 Разработан для перевозки Каспийской высокопарафиновой нефти
1960-е 1541 Танкер «Кама» П.Ф. Ванюшкин дедвейт 510т. 8 Танкер для специальных видов топлива. Для ВМФ.
1960-е 1590П Лесовоз «Пионер Москвы» В.А. Мацкевич дедвейт 6190т. 52 с учетом однотипных судов Стал базовым для близких проектов «Сестрорецк», «Капитан Сахаров», «Николай Жуков»
1960-е 1590К Контейнеровоз «Сестрорецк» В.А. Мацкевич дедвейт 5690 т. см. «Пионер Москвы» Первый отечественный контейнеровоз
1960-е 15903 Контейнеровоз «Капитан Сахаров» В.М. Ванурин дедвейт 5720 т. см. «Пионер Москвы» -
1960-е 1586 Универсальный сухогруз «Николай Жуков» В.М. Ванурин дедвейт 7750 т. см. «Пионер Москвы» Высокая межпроектная унификация с пр. 1590П
1966 1918 НИС проект «Селена» П.С. Возный - 4 Плавучий телеметрический комплекс обеспечения космических программ
Конец 1960-х 1511 Танкер типа «Крым» Н.Н. Родионов дедвейт 150000 т. 6 Самое большое из построенных в стране судов
Конец 1960-х 1909 НИС «Космонавт Юрий Гагарин» Д.Г. Соколов в/и 45000 т. 1 Крупнейшее судно в своем классе, флагман отечественного научно-исследовательского флота
Конец 1960-х 1375 Рыбообрабатывающее судно «Днепр» («Еруслан») Э.Г. Юсупов длина 45,7 м 20 Ловля каспийской кильки при помощи электросвета и ее переработка.
Начало 1970-х 1452, 1453 Буксир-спасатель «Барс» П.С. Возный 9000 л.с. 4+2 Проект 1452 строился для ВМФ, 1453 «Барс» для гражданского флота.
1971 1607 «Иван Скуридин» Б.К. Сидоров дедвейт 4600 т. 13 Первое отечественное судно типа «ро-ро»[9]
1974 1454 Буксир-спасатель «Напористый» Е.С. Васильев 3000 л.с. более 40 Дизель-электроход
1974 1929 НИС проект «Селена II» Б.П. Ардашев - 4 Плавучий телеметрический комплекс обеспечения космических программ, новая серия
1979 05360 Поисково-спасательное тип «Михаил Рудницкий» П.С. Возный
В.С. Титов
- 4 Судно-носитель глубоководных аппаратов для обследования затонувших объектов. На базе лесовоза пр. 1590М.
1970-е 16073 «Шестидесятилетие СССР» Б.К. Сидоров дедвейт 5500 т. 8 Судно типа «ро-ро», удлиненная модификация проекта «Иван Скуридин»
1978 12990 Танкер типа «Победа» В.М. Ванурин дедвейт 68000 т. 17 Первый экологически чистый танкер с двойным дном и бортами
1980 10081 Лихтеровоз «Севморпуть» Н.Н. Родионов дедвейт 33980 т. 1 Судно ледокольного типа с атомной энергетической установкой, проект не имеющий аналогов в своем классе
1975-1983 1914 НИС типа «Маршал Неделин» Д.Г. Соколов - 2 Суда обеспечения космических программ. Второе судно «Маршал Крылов»
1983 04983 Буксир-кантовщик «Антон Мазин» Е.С. Васильев 1600 л.с. 86 Дальнейшее развитие буксира-кантовщика пр. 498 ЦКБ-370
1988 - НИС типа «Академик Николай Пилюгин» Б.П. Ардашев в/и 16280 т. 1 Судно обеспечения космических программ
1989 16071 Ролкер «С. Киров» В.А. Мацкевич дедвейт 7070 т. нет данных -
Начало 1990-х - Ролкер «Кронштадт» В.А. Мацкевич дедвейт 13480 т. нет данных -
Начало 1990-х 15750 Лесовоз-пакетовоз «Капитан Лусь» А.А. Виноградов дедвейт 4620 т. 5 -
1990-е 17340 Сухогруз «Амур» А.А. Виноградов дедвейт 5300 т. 2 -
1993 - Танкер-продуктовоз «Виктор Дубровский» Д.Г. Соколов дедвейт 7000 т. нет данных -
2005 21900 Ледокол типа «Москва» - 14300 т., 16,4 МВт 2 -
2010 22590 Плавучая буровая установка - 58600 т. 2 -
2012 21900М Ледокол типа «Мурманск» - 14000 т., 17 МВт 3 На момент постройки самые мощные дизель-электрические ледоколы в мире[3].[10]
2010 22420 Судно снабжения - 58600 т. 2 -
2010 22280 Научно-экспедиционное судно - 133 м. - "Академик Трёшников" используется для антарктических экспедиций
2012 Arc 124 Портовый ледокол тип «Обь» - 12 МВт строится Инновационный движительный комплекс из 4-х винторулевых колонок
2012 23470 Буксир дальней зоны «Сергей Балк» - - строится

Литература

  • Д.Г.Соколов, Б.П.Ардашев, Ю.И.Рязанцев Роль ЦКБ "Балтсудопроект" в создании кораблей - измерительных комплексов // Судостроение : журнал. — 1995. — № 7.
  • Е.С Былинович, Ю.И. Рязанцев ЦКБ "Балтсудопроект" — отечественному ВМФ // Судостроение : журнал. — 2009. — № 3.
  • В.А. Мацкевич, Ю.И. Рязанцев Рыбопромысловые и специальные суда по проектам ЦКБ "Балтсудопроект" // Судостроение : журнал. — 2009. — № 1.
  • И.Н. Мигачев, Я.Л. Заяц Полувековой путь ЦКБ "Балтсудопроект" // Судостроение : журнал. — 1975. — № 9.
  • В.Н. Киреев, Н.Н. Родионов ЦКБ "Балтсудопроект" — ровесник отечественного транспортного флота // Морской вестник : журнал. — 2005. — № 3(15).
  • Н.Н. Родионов Роль ЦКБ "Балтсудопроект" в создании транспортных судов // Судостроение : журнал. — 1993. — № 11-12.

Ссылки

Примечания

  1. Киреев В.Н., Родионов Н.Н. ЦКБ Балтсудопроект - ровесник отечественного транспортного флота // Морской вестник : журнал. — 2005. — №3(15).
  2. Мигачев И.Н., Заяц Я.Л. Полувековой путь ЦКБ «Балтсудопроект» // Судостроение : журнал. — 1975. — №9.
  3. ЦКБ «Балтсудопроект» – 90 лет!. Крыловский государственный научный центр. Дата обращения: 19 августа 2017. Архивировано 20 августа 2017 года.
  4. Главное управление металлургической промышленности, в ведении которого находилось судостроение
  5. Кристина Рягузова. ЦКБ "Балтсудопроект": "Будущее — в автоматизированных системах проектирования" // Sudostroenie.info. — Дата обращения: 01.09.2017.
  6. "Балтсудопроект": как работают инженеры старейшего КБ. Фоторепортаж. Sudosroenie.info. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 29 сентября 2017 года.
  7. Базовые тральщики. Проект 73К // Russian-Ships.info. — Дата обращения: 22.08.2017.
  8. И.Д. Спасский (ред.). История отечественного судостроения. — СПб.: Скороход, 1996. — Т. V: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.). — С. 103. — 544 с. — ISBN 5-7355-0540-8.
  9. Судно с горизонтальной грузообработкой
  10. Линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М (ЛК16). ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА». Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 12 ноября 2017 года.