Плавучие базы подводных лодок проекта 310

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Плавбаза «Магомед Гаджиев», крейсер «Жданов» и сторожевой корабль «Беззаветный» на стоянке в заливе Эс-Саллум, 1982 год.

Плавучие базы подводных лодокплавучие базы подводных лодок проекта 310 в составе ВМФ СССР.

История разработки и строительства

Проект плавучей базы подводных лодок был разработан в центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» под руководством главного конструктора В. И. Могилевича. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 1 ранга Г. В. Земляниченко. Строительство головной плавбазы было завершено в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе в 1958 году. Всего для ВМФ СССР в 1958—1963 годах было построено семь плавбаз проекта 310[1].

Конструкция

Плавбаза подводных лодок проекта 310 имела полное водоизмещение 7150 тонн, порожнее — 5030 тонн. Главные размерения: длина максимальная — 140 м, ширина — 17,67 м, осадка — 5,6 м. Двухвальная дизель-электрическая главная энергетическая установка мощностью 4000 л. с. обеспечивала кораблю скорость полного хода 16 узлов. Дальность плавания достигала 3000 морских миль (на скорости 12,5 узлов), автономность — 40 суток. Экипаж состоял из 350 человек, в том числе 28 офицеров[1].

Плавбаза могла обслуживать четыре подводные лодки проекта 611 или проекта 613. Оборудование плавбазы было способно обеспечить навигационный и аварийный ремонт корпуса, механизмов и вооружения и хранение в специальном помещении 42 торпеды калибра 533-мм. В носовой оконечности корабля размещался 100-тонный кран[1].

Оборонительное вооружение плавбаз проекта 1886 состояло из четырёх одноствольных 100-мм артиллерийских установок Б-34УСМА и четырёх 57-мм спаренных установок ЗИФ-31 с РЛС управления «Риф», гидроакустическая станция не предусматривалась. После модернизации на двух плавбазах вместо двух кормовых 100-мм установок оборудовалась взлётно-посадочная площадка для базирования одного вертолёта типа Ка-25. На последней плавбазе серии был установлен ЗРК «Оса-М»[1].

Представители проекта

Название Завод Заводской номер Дата закладки Дата спуска на воду Дата зачисления в списки Флот Статус
«Батур»
С 1966 — ПКЗ-124,
«Камчатский комсомолец», с 1992 — ПБ-9.
Черноморский ССЗ 614 6 октября 1955 29 ноября 1956 28 марта 1958 ЧФ, с 1960 — ТОФ Андреевский флаг спущен 28.04.1998 г.
«Фёдор Видяев» 615 24 марта 1956 26 апреля 1957 30 сентября 1958 СФ, затем ЧФ Списана в 1996.
«Виктор Котельников» 616 19 июля 1956 25 июня 1957 11 декабря 1959 БФ, с 1967г на ЧФ Списана 5 июля 1994. 1996 г. - продана в Индию на лом.
«Магомед Гаджиев»
До 1968 — ПБ-6.
617 10 ноября 1956 25 июня 1957 1 июля 1960 ЧФ, с 1972 — СФ, затем ЧФ Списана в 1993.
«Дмитрий Галкин» 618 28 апреля 1959 31 марта 1960 25 декабря 1960 СФ, затем ЧФ Списана в 1991.
«Николай Карташов» (с 1962 — «Ратуланги») 619 18 декабря 1959 20 декабря 1960 31 марта 1962 ТОФ, с 1962 — ВМС Индонезии
«Магаданский комсомолец»
До 1979 — ПБ-3, с 1992 — ПБ-27.
620 8 июня 1960 7 октября 1961 30 сентября 1962 ТОФ Списана в 1992.

Примечания

Литература

  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

Ссылки