Плавучие базы подводных лодок проекта 310
Плавучие базы подводных лодок — плавучие базы подводных лодок проекта 310 в составе ВМФ СССР.
История разработки и строительства
Проект плавучей базы подводных лодок был разработан в центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» под руководством главного конструктора В. И. Могилевича. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 1 ранга Г. В. Земляниченко. Строительство головной плавбазы было завершено в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе в 1958 году. Всего для ВМФ СССР в 1958—1963 годах было построено семь плавбаз проекта 310[1].
Конструкция
Плавбаза подводных лодок проекта 310 имела полное водоизмещение 7150 тонн, порожнее — 5030 тонн. Главные размерения: длина максимальная — 140 м, ширина — 17,67 м, осадка — 5,6 м. Двухвальная дизель-электрическая главная энергетическая установка мощностью 4000 л. с. обеспечивала кораблю скорость полного хода 16 узлов. Дальность плавания достигала 3000 морских миль (на скорости 12,5 узлов), автономность — 40 суток. Экипаж состоял из 350 человек, в том числе 28 офицеров[1].
Плавбаза могла обслуживать четыре подводные лодки проекта 611 или проекта 613. Оборудование плавбазы было способно обеспечить навигационный и аварийный ремонт корпуса, механизмов и вооружения и хранение в специальном помещении 42 торпеды калибра 533-мм. В носовой оконечности корабля размещался 100-тонный кран[1].
Оборонительное вооружение плавбаз проекта 1886 состояло из четырёх одноствольных 100-мм артиллерийских установок Б-34УСМА и четырёх 57-мм спаренных установок ЗИФ-31 с РЛС управления «Риф», гидроакустическая станция не предусматривалась. После модернизации на двух плавбазах вместо двух кормовых 100-мм установок оборудовалась взлётно-посадочная площадка для базирования одного вертолёта типа Ка-25. На последней плавбазе серии был установлен ЗРК «Оса-М»[1].
Представители проекта
Название | Завод | Заводской номер | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата зачисления в списки | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Батур» С 1966 — ПКЗ-124, «Камчатский комсомолец», с 1992 — ПБ-9. |
Черноморский ССЗ | 614 | 6 октября 1955 | 29 ноября 1956 | 28 марта 1958 | ЧФ, с 1960 — ТОФ | Андреевский флаг спущен 28.04.1998 г. |
«Фёдор Видяев» | 615 | 24 марта 1956 | 26 апреля 1957 | 30 сентября 1958 | СФ, затем ЧФ | Списана в 1996. | |
«Виктор Котельников» | 616 | 19 июля 1956 | 25 июня 1957 | 11 декабря 1959 | БФ, с 1967г на ЧФ | Списана 5 июля 1994. 1996 г. - продана в Индию на лом. | |
«Магомед Гаджиев» До 1968 — ПБ-6. |
617 | 10 ноября 1956 | 25 июня 1957 | 1 июля 1960 | ЧФ, с 1972 — СФ, затем ЧФ | Списана в 1993. | |
«Дмитрий Галкин» | 618 | 28 апреля 1959 | 31 марта 1960 | 25 декабря 1960 | СФ, затем ЧФ | Списана в 1991. | |
«Николай Карташов» (с 1962 — «Ратуланги») | 619 | 18 декабря 1959 | 20 декабря 1960 | 31 марта 1962 | ТОФ, с 1962 — ВМС Индонезии | ||
«Магаданский комсомолец» До 1979 — ПБ-3, с 1992 — ПБ-27. |
620 | 8 июня 1960 | 7 октября 1961 | 30 сентября 1962 | ТОФ | Списана в 1992. |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Кузин В. П., Никольский В. И., 1996, с. 296.
Литература
- Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.