Балдаев, Данциг Сергеевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Данциг Сергеевич Балдаев
Дата рождения 1925(1925)
Дата смерти 23 января 2005(2005-01-23)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Принадлежность  СССР
Род войск МВД СССР
Годы службы 1948—1981 (МВД)
Звание Полковник милиции полковник милиции
Награды и премии
В отставке фольклорист, художник

Да́нциг Сергéевич Балдáев (192523 января 2005, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский сотрудник правоохранительных органов, полковник милиции, ветеран МВД, тюремный надзиратель следственного изолятора Кресты, коллекционер тюремных татуировок, собиратель тюремного фольклора, художник. По национальности — бурят.

Биография

Родился в 1925 году в семье богатого фольклориста и этнографа Сергея Петровича Балдаева и крестьянки Степаниды Егоровны Бажичеевой-Балдаевой, происходивших из крещёных бурят-монголов. Отец окончил Научно-исследовательский институт народов советского Востока при ЦИК СССР, а также учился в аспирантуре у академика Н. Я. Марра, был «первым директором бурят-монгольской семилетки». По словам Балдаева «из института отец был вытребован через ЦК ВКП(б) его близким товарищем, первым секретарём обкома ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, М. Н. Ербановым для организации в республике институтов, техникумов, школ»[1].

В советское время родственники Балдаева подверглись репрессиям. Дед по отцу умер в возрасте 96 лет в Бохановской тюрьме. Мать умерла в 1935 году. В 1938 году отца, по словам Балдаева, арестовали «по доносу одного голодранца, ухаживавшего за моей матерью до её замужества». После этого вместе с сестрой Балдаев попал в детский дом для детей врагов народа в селе Икей Тулунского района Иркутской области на два года. Он вспоминал, что в селе «находилось 156 детей „врагов народов“», куда попали «дети командного состава ОДВКА (Отдельной Дальневосточной Красной Армии) и Уральского военного округа, а также дети иркутской интеллигенции». При этом «многие имели дворянское происхождение и совершенно свободно говорили на нескольких европейских языках»[1].

В 1940 году отца Балдаева освободили «за недоказанностью», разрешив жить и работать в Улан-Удэ. Балдаев отмечает, что «в 1948 году его вызвал первый секретарь ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, некто Кудрявцев (зять Г. М. Маленкова), который хотел воспользоваться авторитетом отца, чтобы расправиться с неугодными ему людьми», потребовавший «чтобы отец написал разгромную статью на более чем 25 человек как на панмонголистов и одновременно низкопоклонников перед Западом». При этом в данном «списке было всего 5-6 бурят-монголов, остальные — русские, украинцы, евреи, татары». Балдаев подчёркивает, что поскольку «отец отказался писать статью, и ему тут же напомнили, что он „враг народа“» и «в ту же ночь он уехал в Ленинград к своей старшей дочери (моей сестре), жене капитана 2-го ранга», где «прожил без прописки два года, работая пильщиком дров в Гортопе, рабочим в столовой, сколачивая ящики на тарном складе, копая огороды у богатых дачников, разгружая вагоны». При этом «всё свободное время отец проводил в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, занимаясь научной работой (билет в научный зал ему достал старый друг профессор М. К. Азадовский[1].

В 1943 году Балдаев был призван на службу в РККА на границе с Маньчжурией. После окончания войны и демобилизации переехал в 1948 году с отцом в Ленинград и работал в системе МВД — сначала как пожарный, а начиная с 1951 года в качестве охранника в тюрьме Кресты. После окончания с отличием Кавказской школы милиции в 1957 году — работал в уголовном розыске Ленинградской милиции. В 1981 году вышел на пенсию. За время службы в МВД, по собственным словам, задержал более трёхсот воров, грабителей, убийц, насильников[1].

Изучение тюремного быта и фольклора

Вплоть до своей смерти занимался сбором и систематизацией тюремного фольклора, татуировок, составлением словаря уголовного языка (фени)[1]. Балдаев отмечает, что когда он как-то раз «показал отцу копии татуировок зеков из „Крестов“, где я работал надзирателем», то услышал от него следующий ответ: «Сын мой, собирай татуировки, фольклор зеков, их асоциальные рисунки, ведь всё это вместе с ними уйдёт в могилу». И после этого отец обучил Балдаева «методике собирания тюремного фольклора, а также приёмам шифрования, необходимым в этом опасном деле»[1]. С целью сбора полевых материалов «четырежды (благо билет бесплатный) ездил из Ленинграда до Владивостока, посетил десятки ИТЛ-ИТК, был в Средней Азии, на Кавказе, на Украине, на Севере, в Прибалтике (на Колыме не был)». Неоднократно пытался издать свои работы. Так в Венгрии вышел альбом «Татуированный Сталин», который Балдаев подготовил вместе со своим другом художником С. Т. Васильевым. Издательством «Края Москвы» был издан тюремно-лагерный блатной словарь с татуировками. Кроме того, «труд для служебного пользования — жаргон и татуировки — в УУР ГУВД ЛО». При этом Балдаев указывает: «На меня доносили в КГБ, но там я получил неожиданную поддержку: по достоинству была оценена возможность легко определять по татуировкам год, место рождения, статью, название лагеря осужденного или разыскиваемого преступника, его конкретную личностную характеристику»[1].

Автор книг «Татуировки заключённых», «Russian criminal tattoo», «Drawings from the Gulag», «Словарь блатного воровского жаргона», «Феня от А до Я» в двух томах, «Татуировки», «Проститутки для КГБ» и других[1].

Автор многочисленных рисунков посвящённых системе ГУЛаг, созданных в конце 1980-х годов на основе собранного фольклора, презентация которых впервые прошла в 1995 году в Санкт-Петербурге во время выставки «Искусство Гулага (По обе стороны тюремной двери)» (30.10–29.12.1995) в Музее политической истории России, организаторами которой выступили НИЦ «Мемориал» и Музей политической истории России[2].

По мнению И. Самбо, высказанному в журнале «Посев», труды Д. С. Балдаева являются важным источником по истории повседневности и быта исправительно-трудовых лагерей в СССР, а также случаях лагерного произвола и беззаконий, происходивших в годы репрессий, от автора, непосредственно служившего в системе органов МВД и передающего факты из тюремной и лагерной жизни беспристрастным взглядом[3].

Книги

  • Балдаев Д. С. Словарь блатного воровского жаргона: В 2 т. Т. 1: От А до П. — М.: Кампана, 1997. — 367 с. ISBN 5-7941-0002-8
  • GULag-Zeichnungen. Herausgegeben von Hans-Peter Böffgen, Thees Klahn und Andrzej Klant. Zweitausendeins, Frankfurt/M. 1993, ISBN 3-86150-001-9
  • Балдаев Д. С. Татуировки заключенных: Скопированные и собранные ветераном МВД СССР Балдаевым Д. С. с 1948 по 2000 г. : Из личного собрания автора: [Альбом]. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 166, [2] с. ISBN 5-8370-0128-X
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. I ISBN 3-88243-920-3
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. II. ISBN 978-0-9550061-2-8
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. III. ISBN 978-0-9550061-9-7
  • Балдаев Д. С. Султана вызывают в Смольный. Записки Кинолога

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Данциг Балдаев на сайте Шансонпрофи. Дата обращения: 10 февраля 2011. Архивировано 13 ноября 2012 года.
  2. Искусство Гулага (По обе стороны тюремной двери) Архивировано 13 июня 2013 года.
  3. Сабо И. Исторические документы прошедшей эпохи. // Посев. — 1989. — № 10. — С. 57—59.

Ссылки