Баландин, Павел Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Александрович Баландин
Павел Баландин работает над скульптурой ЧапаеваПавел Баландин работает над скульптурой Чапаева
Гражданство  СССР
Жанр скульптор, анималист

Павел Александрович Баландин (14 [27] декабря 1912, Пензенская губерния — 15 сентября 1986, Москва) — советский скульптор, анималист.

Биография

Павел Баландин родился 14 (27) декабря 1912 года в селе Вярвили Пензенской губернии[1][2]. В возрасте трёх лет умерла его мать. Воспитывался мачехой в строгости. Тяга к искусству проявилась у него с детства. Сначала он вырезал из бумаги петухов, а потом стал из глины их и других животных. В подростковом возрасте попал на Волгу, жил «у людей», на которых батрачил. В 1925 году ушёл от хозяина в Саратов, бродяжничал. В итоге попал в московский детский дом в Марфине. Там он обучился грамоте[3].

Посещал самодеятельные кружки живописи, учился у специальных педагогов[3]. В 1928 году поступил в Абрамцевские скульптурно-художественные мастерские, затем переехал в Богородское, где поступил в школу игрушечной артели[4]. Там он вступил в комсомол[3].

С 1932 года работал в Москве в Институте художественной промышленности[4]. У него появилась собственная мастерская. С 1935 года принимал участие в художественных выставках[1].

Творчество

Павел Баландин начинал как скульптор-анималист[4]. Изготовил ряд игрушек и бытовой скульптуры для артели «Богородский резчик»[2]. В 1934 году по заказу Всекохудожника он выполнил четыре небольшие композиции для гостиницы «Москва». Затем появились его скульптуры «Бык», «Лось», «Баран» и другие подобные. Выполненные в 1935 году первые монументальные произведения «Рысь» и «Тур» украсили ворота Московского зоопарка. На скульптурной выставке 1937 года были представлены его работы «Архар», «Борьба тигра с медведем» и «Весна»[4].

По словам искусствоведа Марка Неймана, «Баландин в своём творчестве удачно синтезирует основательность зоолога, присущую Ватагину, и остроту характеристик, свойственную Ефимову». В его скульптурах проявляется горделивость и грация животного, стремительность движения. В содержательных композициях он стремился раскрыть поведение животного[4].

В 1937 году выполнил скульптуру быка для ВСХВ[4]. По замыслу Баландина, скульптура должна была выражать достижения советского животноводства[3]. Как отмечал Нейман, «бык получился великолепным, он поражает своим могучим сложением, декоративной красотой своих форм»[4].

Во второй половине 1930-х годов Павел Баландин расширил рамки своего творчества, выходя за пределы анимализма. Появились композиции «Пограничник на коне», «Дозор» и «Последний басмач»[4].

Умер в Москве 15 сентября 1986 года[2].

Работы

Память

В 1966 году скульптор Е. П. Блинова выполнила портрет П. А. Баландина (гипс)[5].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Баландин, Павел Александрович // Аавик — Бойко / сост.: О. Э. Вольценбург, Л. А. Беспалова, Т. Н. Горина … [и др.]. — М. : Искусство, 1970. — С. 270. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [и др.] ; 1970—, т. 1).
  2. 2,0 2,1 2,2 Государственная Третьяковская галерея. Скульптура первой половины XX века. — М.: Красная площадь, 2002. — С. 117. — (Скульптура XVIII–XX веков).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Улицкая М. Творчество Павла Баландина // Советское искусство : газета. — 1938. — № 15 (421) (6 февраля). — С. 3.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Молодые мастера искусства / ред.-сост. П. А. Полуянов. — М.Л.: Искусство, 1938. — С. 371—374.
  5. Евгения Петровна Блинова. Каталог выставки. — М.: Московская организация Союза художников РСФСР, 1976.