БОК-15

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
БОК-15
Тип многоцелевой рекордный самолёт
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Смоленский авиационный завод
Главный конструктор В. А. Чижевский
Первый полёт 1939
Эксплуатанты ВВС РККА
Годы производства 1938 — 1940
Единиц произведено 1 или 2
Варианты БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-11, БОК-12, БОК-13

БОК-15 — советский 2-местный стратосферный сверхдальний рекордный самолёт конца 1930-х, конструкции В. А. Чижевского.

Описание

Строился с целью вернуть Советскому Союзу мировой рекорд дальности полёта, установленный в 1937 экипажем М. М. Громова на самолёте АНТ-25, но уже в 1938 превзойдённым английскими лётчиками на самолёте Vickers Wellesley. Строились два экземпляра, для экипажей М. М. Громова и Г. Ф. Байдукова. Двигатель АН-1РТК был заменён на АМ-34ФРН. Согласно расчётам самолёт мог на своём дизельном двигателе без посадок для дозаправки преодолеть дистанцию в 25 тысяч километров. В связи с репрессированием авиаконструктора самолёты доводились уже без его участия. Первые испытательные полёты выявили ряд проблем. Учитывая что длительный стратосферный полёт требует наличия гермокабины, а также специального высотного двигателя с турбонаддувом — а ни того, ни другого в СССР ещё не выпускали, были только недоведённые опытные образцы, и ещё запредельного расхода моторного масла, и выхода из строя турбокомпрессоров — самолёт на рекордные полёты не был допущен. В дальнейшем осуществлению проекта помешала начавшаяся война, а после следы рекордного самолёта теряются.

Литература

  • Маслов М. М. Утерянные победы советской авиации. Эксмо, 2012. ISBN 978-5-699-55510-9.[1]
  • Соболев Д. А. Экспериментальные самолёты России 1912-1941 гг. М.: Русское авиационное общество, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-900078-80-9.[2]

Примечания

Ссылки