Ахмад Дониш

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ахмад Дониш
перс. احمد دانش
тадж. Аҳмад Маҳдуми Дониш
Имя при рождении Ахмад ибн Мир-Насир
Псевдонимы Дониш (Знающий), Калла (Башковитый)
Место рождения Шафирканский район, Бухарский эмират
Место смерти Бухара, Бухарский эмират,
Род деятельности философ, учёныйэнциклопедист, просветитель, поэт, прозаик
Годы творчества 1850ые-1890ые
Жанр трактат
Язык произведений персидский

Ахмад Дониш (перс. احمد دانش‎, тадж. Аҳмади Дониш букв. «Ахмад Знающий» или Аҳмади Калла букв. Башковитый Ахмад; 18271897) — таджикский[1][2] учёный, писатель, просветитель, философ, мыслитель и поэт, государственный деятель и посол Бухарского эмирата в Российской империи. Глава кружка таджикских просветителей XIX века.[3] Является родоначальником просветительского движения нового времени во всей Средней Азии.[источник не указан 618 дней] Его труды о пороках эмирской власти, злоупотреблениях чиновников, казиев и раисов (представителей городской администрации), критика медресе и методов преподавания в нем производили, по воспоминаниям таджикского писателя Садриддина Айни[4], среди передовой части студентов медресе «настоящую революцию». Айни отмечал, что «воздействие на нас его книг было столь сильным, что наши взгляды на тогдашнюю жизнь <…> изменились почти совершенно».

Биография

Юность

Родился в 1827 году в селе Сугут (ныне Шафирканский район, Бухарская область).

Ахмад (писал под псевдонимом Дониш, что означает «Знающий»; у него ещё было и прозвище Калла — «Головастый», так называли его не только из-за крупной головы, но и из-за незаурядного ума) родился в семье небогатого муллы Мир Насира. Начальное образование он получил в частной школе своей матери, которая умела читать, писать и сочиняла стихи (факт не только для Бухары, но и вообще для мусульманских государств в середине XIX в. весьма редкий). В дальнейшем юный Ахмад продолжил обучение в мектебе и медресе Бухары, куда он переехал вместе с семьёй. Ко времени поступления в медресе он овладел основами арабского языка, прочитал много исторических хроник, писал стихи, украшал своими миниатюрами рукописи. В эти же годы он прославился среди бухарцев как прекрасный каллиграф, миниатюрист и чертёжник. Однако Дониш не ограничился усвоением только тех предметов, которые преподавались в медресе; самостоятельно он изучил математику, геометрию, астрономию, историю, штудировал труды философов Востока, также усиленно занимался каллиграфией. После окончания медресе Дониш занимался педагогической практикой, совершенствовался в каллиграфии. Уже в раннем детстве Дониш проявлял большие способности, имел склонность к поэзии и живописи.

медресе Мир-и-Араб в Бухаре

При дворе эмира Насруллы

Главный зодчий при дворе эмира Насруллы, которого Ахмад Дониш называет своим учителем (не упоминая его имени) увидел в юноше большого художника и каллиграфа. Он рассказал эмиру о своем ученике, о мастерстве Дониша в каллиграфии и рисовании, порекомендовав его на придворную службу.

эмир Насрулла

Это было в начале 50-х годов, когда Донишу минуло не более 24-25 лет. Поначалу, он выполнял при дворе обязанности каллиграфа и художника. Однако, вскоре в придворном кругу стало известно о больших способностях Ахмада и в других науках, что привлекло еще большее к нему уважение. В политической жизни Бухарского эмирата этот период ознаменовался дальнейшим расширением благоприятных и дружественных отношений с Российской империей.

Первая дипломатическая миссия

Ахмад Дониш, в это время пользовавшийся уже большим уважением и доверием эмира, был включен в состав делегации Бухарского эмирата в качестве секретаря в Российскую империю. Помимо этого эмир Насрулла лично поручил Ахмаду Донишу изучить жизнь и государственное устройство России, чтобы доложить ему об этом по возвращении.

В 1857 году эмиром Насрулла была направлена в Санкт-Петербург делегация, имевшая полномочия посольства, миссия которой состояла в том, чтобы передать русскому правительству соболезнование по поводу смерти Николая I (1855 г.) и поздравить нового императора Александра II с восшествием на престол. Посольство должно было также начать переговоры о расширении и укреплении торговых связей между Россией и Бухарой. Бухарские послы прибыли в Петербург 9 января 1857 года и оставались там до 11-12 января 1858 года.

При дворе эмира Музаффара

В 1860 году на бухарский престол взошел эмир Музаффар. Правление этого человека ознаменовалось еще большим экономическим ослаблением государства и дальнейшим ухудшением положения.

эмир Музаффар

В эти годы Ахмад Дониш, хотя и не занимавший определенной государственной должности, продолжал официально числиться при дворе эмира. Слава о нем, как о большом ученом и замечательном мастере, теперь уже давно перешагнула придворный круг, завоевав признание всех просвещенных и образованных людей Бухары того времени. Опираясь на свое высокое общественное положение, Ахмад Дониш прилагал усилия к тому, чтобы склонить эмиров к государственным реформам, прежде всего в области науки и просвещения. Тем временем большая часть территории, принадлежавшей Бухарскому эмирату, отошла к России по результатам русско-бухарского договора 1868 года.

Вторая дипломатическая миссия

Путешествие Дониша в 1869—1870 гг. в Россию в составе второго Бухарского посольства обогатило его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями.

После подписания мирного договора 1868 года эмир Музаффар направляет в Петербург свое посольство, в состав которого был включен снова Ахмад Дониш. Посольство должно было выразить императору Александру дружественные чувства эмира Музаффара и попросить его вернуть эмиру некоторую часть бывшей территории эмирата, отошедшей к России согласно мирному договору. Прибыв в Петербург 2-3 ноября 1869 года, делегация пробыла там более двух месяцев — до 10 декабря.

В этот раз Ахмад Дониш еще лучше ознакомился с политической, экономической и культурной жизнью России. Вместе с другими бухарскими послами он посетил сельскохозяйственный, геологический и транспортный музеи, обсерваторию, экспедицию по производству бумаги, казну государственного банка, стекольный и фарфоровый завод, кораблестроительные верфи, крепость Кронштадт и др.

Открытия памятника Екатерины II

На официальных встречах и приемах Ахмад Дониш выделялся своей образованностью и эрудицией и поэтому правительственные круги отнеслись к нему с особым уважением и вниманием. В эти годы (приблизительно 1871-1872 г.) Ахмаду Донишу был пожалован почетный придворный титул «Урака». Тогда же эмир предложил ему занять государственную административную должность. Однако Дониш сознавал, что одним своим личным участием в государственных делах, без коренной перестройки всей системы управления, немыслимо добиться общего улучшения положения страны. Поэтому под благовидным предлогом он уклонился от предложения эмира.

Третья дипломатическая миссия

В 1873 году, в связи с победой, одержанной царским правительством в Хивинской кампании, и со свадебным торжеством по поводу бракосочетания дочери Александра II, бухарский эмир отправляет в Санкт-Петербург делегацию посланников во Главе с Абулькадиром Додхо. Первым заместителем посла в этой поездке был назначен Ахмад Дониш.

Бухарские посланники прибыли в Петербург 6 января 1874 года и оставались там около полутора месяцев. Во время этой поездки Ахмад Дониш завоевал еще большее уважение со стороны некоторых русских правительственных кругов. Сам император, в одной из своих бесед с Донишем, особо подчеркнул: «Мне очень хвалили тебя... как человека образованного, дважды или трижды бывшего в этом краю». В знак почета и уважения Ахмаду Донишу были преподнесены подарки: астрономическая труба, компас, бинокль, глобус.

По возвращении Дониша в Бухару эмир Музаффар снова предложил ему занять ответственный пост в государственном аппарате. После ознакомления с экономической и политической жизнью России Ахмад Дониш все больше и больше убеждается в том, что без значительного преобразования существующего режима Бухарского эмирата вряд ли возможно достичь этой цели. И он выдвигает перед эмиром свои предложения о коренной реформе государственного управления, заявив открыто, что он примет предложенный эмиром государственный пост лишь при условии осуществления поставленных им требований. Предложения Ахмада Дониша были обстоятельно изложены в специальном его труде, названном «Трактат об устройстве государства и взаимоотношениях людей».

Вдали от Бухары

Тем временем, все больше ширится известность Ахмада Дониша и его влияние на интеллигенцию. Прогрессивные идеи писателя-просветителя, нашедшие свое отражение в его сочинениях, быстро распространяются среди передовой части ученых и поэтов того времени.

Испуганный этим, эмир решил удалить Ахмада Дониша из Бухары. В конце 70-х годов он посылает его казием (духовным судьей) в отдаленные провинции Бухарского ханства — сначала в Хузар, затем в Нахрпай.

В 18801889 годы он завершает своё главное произведение «Редкостные события». Нравоучительные и философско-этические рассказы, путевые заметки о путешествиях в Россию, включённые в это сочинение, отражали его просветительские идеи. Слава Дониша как учёного, писателя, смелого критика эмирата и толкователя догм ислама ещё больше укрепилась среди передовой общественности Бухары, в его честь слагались касыды, его превозносили как главу учёных видные литераторы.

При дворе эмира Сеид Абдулахад-хана

После смерти эмира Музаффара, занявший престол Сеид-Абдул-Ахад-Хан (18851910) был вынужден вызвать Дониша в Бухару и, чтобы оказать видимую милость учёному, назначил его библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили Дониша, до конца жизни он оставался непримиримым критиком эмирата и целиком отдавался творческой деятельности.

эмир Сеид Абдулахад-хан

В доме Дониша постоянно собирались прогрессивно настроенные поэты, музыканты, ученые, устраивались литературные и музыкальные вечера. Нередко на этих собраниях обсуждались вопросы общественного устройства. С интересом и глубоким вниманием слушали присутствующие умные, содержательные беседы хозяина дома о «чудесах русской жизни». По словам Мир Атаджана[5] — тамбуриста, последнего ученика и приверженца Ахмада Дониша, в доме писателя обычно собирались: знаменитый поэт и музыкант того времени Мулла Карамат Дилкаш, музыканты-тамбуристы Мухаммад Солех и Мулла Искандар, певец Карикамал и Мирза Зуха, дутарист Турсунхаджа, каллиграф Мулла Абдулло. Бывали там и выдающийся поэт этой эпохи Шамсиддин Шахин и поэт Музтариб[tg].

Смерть

В последние годы Ахмад Дониш был прикован к постели болезнью. Но друзья и приверженцы и здесь не оставили его. В один из весенних дней 1314 года хиджры (1897 год) его сердце перестало биться. Смерть Дониша была огромной потерей для передовой интеллигенции Бухарского эмирата той эпохи.

Произведения

В последнем незаконченном труде, называемом сейчас условно «Исторический трактат», он, старался раскрыть основные проблемы в управлении государством. Ахмад Дониш в сочинении «Редкостные события» («Наводир-ул-вакое», 1870—1889), особенно в главах «О праве детей по отношению к родителям», «В назидание своим детям», «О правилах супружеской жизни», остро и правдиво разоблачает государственную систему образования, юриспруденцию, экономику.

Движимый желанием передать современникам и потомкам свои знания и жизненный опыт, Ахмад Дониш все свое время и энергию посвящает творческому труду. По дошедшим до нас рукописям Ахмада Дониша по словам его современников можно судить о необыкновенном трудолюбии писателя. Днем и ночью, в далеких уголках эмирата Гузаре и Нарпае и на литературно-музыкальных вечерах в Бухаре он не оставляет работы над своими произведениями. В 70-х годах Ахмад Дониш приступил к созданию своего крупнейшего сочинения «Наводир-ул-вакоеъ» («Редкостные события»). В начале 80-х годов этот замечательный литературно-философский труд был закончен. Вскоре «Редкостные события» завоевали широкую популярность среди бухарской интеллигенции. Книга передавалась из рук в руки. Передовые свободомыслящие люди Бухары, читая ее, находили в ней ответ на многие волнующие их вопросы современной общественной жизни.

Ахмад Дониш несколько раз переписывал свое произведение для своих друзей, внося в него при этом дополнения и изменения. Таким образом, это произведение дошло до нас в нескольких различных редакциях. Итак, подробно анализируя всю государственную систему Бухарского эмирата, Ахмад Дониш вносит свои изменения и поправки почти в каждую ее деталь. Тема воспевания могущества человека, восхищения силой людей из низов ярче всего воплощена в вошедших в настоящий сборник новеллах: «Рассказ о хаджи и о пользе путешествия», «Рассказ о пучине Искандара и о том, как разбогател некий муж из Аджама», «Рассказы о тех, кто спасался от диких зверей», «Рассказ о Шукурбеке». Осознанием необходимости перемен Дониш опередил своё время. Он выдвинул идею ограничения прав абсолютного монарха путём создания совещательного органа по примеру европейских парламентов, предлагал также создать министерства и упорядочить органы местного управления. Но при этом он не мог отказаться и от поддержки тех традиционных форм управления государством, которые были выработаны в течение многих веков мусульманскими правителями и мусульманской юриспруденцией.

Ахмад Дониш, оказал огромное влияние на развитие передовой общественно-политической мысли народов Средней Азии конца XIX и начала XX в., на развитие реалистической литературы. С. Айни, переживший «духовную революцию» после знакомства с произведениями Дониша, назвал его «яркой утренней звездой на тёмном горизонте Бухарского эмирата». Есть менее известные труды Ахмада Дониша, такие как: «Рисола дар назми тамадун ва таовун» ("Политический трактат"), «Меъёр-ут-тадаюн» ("Трактат о религии"), «Рисола-фи- аъмол-ул-кура» ("Наука о глобусе"), «Таодули хамсаи мутахайира» ("Трактат об 5 планетах солнечной системы").

Периодизация истории Ахмада Дониша

Ахмад Дониш предложил периодизировать историю Средней Азии на основе принципа правления наиболее выдающихся правителей, так называемых обновителей столетия. Он писал: «Сам эмир Тимур Куракани явился обновителем восьмого столетия. И после него в каждой мусульманской стране появлялся обновитель: Султан Хусейн Мирза Байкара примерно в девятом столетии выдвинулся в Герате, а эмир Абдулла-хан — в начале тысячелетия в Бухаре; в одиннадцатом столетии — Сейид Субханкули-хан, а в двенадцатом столетии — покойный господин эмир Ма’сум, то есть эмир Шахмурад. В одно время с этими обновителями были наиболее знающие учёные, выдвинувшиеся в государствах Мавераннахра».[6]

Могила

Ахмад Дониш скончался в 1897 году в городе Бухаре. Кладбище, на котором он был похоронен, было разрушено в годы Советской власти.

Изучение наследия Ахмада Дониша

Ахмад Дониш оставил богатое философское, историческое и литературное наследие, которое изучается во многих странах. В частности такие учёные как С. Айни, Ибрагим Муминов, З. Ш. Раджабов, Е. Э. Бертельс, Р. Ходизода, А. А. Хайдаров и другие опубликовали ряд статей и монографий, в которых анализировались труды Ахмада Дониша.

Память

Примечания

  1. Ahmad Makdum Danes Архивная копия от 26 сентября 2020 на Wayback Machine // Iranica
  2. Дониш Архивная копия от 17 октября 2020 на Wayback Machine // БРЭ
  3. Дониш Ахмад Махдум бин Носир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Садриддин Айни (1878—1954) — персидский писатель, родоначальник советской таджикской литературы, также обучался в бухарском медресе, единственном в тот период высшем учебном заведении Бухары. Был лично знаком с Ахмадом Донишем.
  5. Мир Атаджан Мир Изамов (1863-1957) - бухарский музыкант-тамбурист. В последние годы жизни Дониша он был своими учителями введен в круг писателя и часто принимал участие в музыкальных и литературных вечерах, устраивавшихся в его доме. Мир Атаджан Мир Изамов скончался в 94-летнем возрасте в мае 1957 года в городе Бухаре.
  6. Ахмад Дониш. История мангитской династии. Перевод И. А. Наджафовой. Душанбе: Дониш. 1967, с.24-27

Литература

  • Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Душанбе. 1960.
  • Трактат Ахмада Дониша «История мангытской династии». Перевод, предисловие и примечания И. А. Наджафовой. Душанбе, 1967.

Ссылки

https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Donis_2/pred.phtml?id=13417

https://www.caa-network.org/archives/10587