Перейти к содержанию

Аффанди Кусума

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аффанди Кусума
индон. Affandi Koesoema
Аффанди (справа) на выставке в Париже, 1953Аффанди (справа) на выставке в Париже, 1953
Дата смерти 23 мая 1990(1990-05-23)
Жанр художник, живописец, график,
Стиль экспрессионизм
Премии приз на Венецианской биеннале
Сайт http://www.affandi.org

Аффанди Кусума (индон. Affandi Koesoema) (1907 — 23 мая 1990, Черибон, Ява) — индонезийский художник, писал в стиле экспрессионизма. Получил широкое признание в Индонезии и за рубежом. Основатель музея Аффанди[англ.] в городе Джокьякарта. Его дочь Картика Аффанди также стала художницей и руководит галереей и фондом культурного наследия Аффанди.[1][2]

Входил в объединение Лекра (Общество народной культуры). Основатель объединения «Народные художники» (1947) и Союза художников Индонезии (1952)[3][4].

Ранняя биография

Аффанди родился в городе Черибон в 1907 году. Его отец Раден Кусума был смотрителем сахарной фабрики. Он прочил сыну карьеру врача, однако Аффанди интересовался живописью[5]. В 1933 он женился на Марьяти, тоже увлекавшейся живописью. Работал учителем в школе, билетёром в кинотеатре, оформлял афиши фильмов. С 1934 года он стал обучаться живописи самостоятельно. С 1935 года решил заняться живописью всерьёз и отправился на остров Бали, где работал по частным заказам и оформлял иллюстрации.

Большое впечатление на Аффанди произвела выставка современного искусства в Джаккарте (тогда:Батавия) в конце 30-х годов, где был при представлены Гоген, Кандинский и Пикассо. В индонезийской традиции Аффанди увлекался театром теней (ваянг). Он перебрался с семьёй в Бандунг и в Джаккарту, рисуя маслом сюжеты для театра теней[2].

Карьера художника

В пятидесятые годы Аффанди выработал стиль экспрессионизма. В его картине «Первый внук» (Carrying the First Grandchild, 1953) был впервые продемонстрирован его собственный стиль прямого выдавливания краски из тюбика. Эту технику он открыл случайно, когда потерял карандаш и в нетерпении нарисовал линию на холсте прямо из тюбика. Ему понравился результат, и он освоил этот стиль[6]. В дальнейшем он иногда рисовал непосредственно руками вместо кисточки, что способствовало выражению его чувств. В определённом смысле он подчёркивал сходство с Ван Гогом.[2]

Аффанди учился самостоятельно, опираясь на репродукции картин из лондонского журнала Studio. Он чувствовал духовное родство с импрессионистами, с такими художниками, как Гойя, Эдвард Мунк, Питер Брейгель (Старший), Босх и Боттичелли. Их влияние прослеживается в его картинах[7].

С 1949 по 1951 года Аффанди путешествовал по Индии, в эти годы он создал много картин. Позднее, посетив Европу, он выставлял свои картины во многих столицах, в Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме. Трижды он посетил Соединённые Штаты Америки, преподавал в Университете Огайо и участвовал в проекте оформления стен Восточно-Западного Центра на Гавайских Островах. Он выставлялся на Биеннале в Сан-Паулу.

Как художник, он выставлялся во многих странах, в Индии, на Биеннале в Бразилии (Биеннале искусства в Сан-Паулу, 1952), на Венецианском биеннале (1954) где получил награду[8], в Сан-Паулу (Биеннале искусства в Сан-Паулу, 1956). В 1957 году он получил в США стипендию на изучение обучения искусству. В Университете Огайо он был признан гонорарным профессором. В 1974 он получил степень гонорарного доктора университета Сингапура, премию мира шведского фонда Dag Hammarskjöld Foundation (1977), титул Grand Maestro во Флоренции[9]. Участвовал во всемирной выставке Expo-70 в Осака[8].

Музей

Автопортрет Аффанди на марке 1997 года, Индонезия

В городе Джокьякарта, где Аффанди проживал с 1945 года, он приобрёл участок земли, на территории которого, начиная с 60-х годов, была построена галерея. В дальнейшем музей вырос до четырёх галерей, в которых выставлено около 250 картин Аффанди и картины его дочери и детей. Музей Аффанди — одна из достопримечательностей города, активно посещается туристами. Весь комплекс музея и жилища Аффанди проектировал он лично, использовав крыши в форме бананового листа и трёх отходящих корней. Сам Аффанди похоронен также на территории своего музея[10][11].

Экспозиции

  1. Музей современного искусства, Рио-де-Жанейро[англ.] (1966)
  2. Восточно-западный центр[англ.](Гонолулу, 1988)
  3. Festival of Indonesia (AS, 1990—1992)
  4. Gate Foundation (Amsterdam, Belanda, 1993)
  5. Сингапурский художественный музей (1994)
  6. Centre for Strategic and International Studies (Jakarta, 1996)
  7. Indonesia-Japan Friendship Festival (Morioka, Tokyo, 1997)
  8. ASEAN Masterworks (Selangor, Kuala Lumpur, Malaysia, 1997—1998)
  9. Выставки в городах Индии.
  10. Выставки в Европе: Лондон, Амстердам, Брюссель, Париж, Рим
  11. Биеннале: Бразилия 1952), Венецианская биеннале (1954),Биеннале искусства в Сан-Паулу (1956)
  12. Выставки в Австралии
  13. Музей Аффанди (Джокьякарта)

Ученики

Примечания

  1. Profil Affandi Koesoema, Merdeka News, <http://profil.merdeka.com/indonesia/a/affandi-koesoema>. Проверено 30 апреля 2015.  Архивная копия от 23 мая 2015 на Wayback Machine
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 biografy affandi. Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано 26 февраля 2017 года.
  3. Аффанди Кусума — статья из Большой советской энциклопедии
  4. Аффанди Кусума (Энциклопедии и Словари). Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано 27 февраля 2017 года.
  5. Narasi, 2009, с. 20–21.
  6. Affandi’s Paintings Style " Museum Affandi. Дата обращения: 27 февраля 2017. Архивировано 23 апреля 2017 года.
  7. Maestro Seni Lukis Indonesia, <http://www.tokohindonesia.com/biografi/article/285-ensiklopedi/564-maestro-seni-lukis-indonesia>. Проверено 30 апреля 2015.  Архивная копия от 15 марта 2017 на Wayback Machine
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Bambang Bujono. The Birth of New Expressionism and an Intermezzo. Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано 11 ноября 2017 года.
  9. 3 // The Journey of Indonesian Painting: The Bentara Budaya Collection. — Kepustakaan Populer Gramedia, 2008. — Vol. 3. — P. 304. — ISBN 9799101204, 9789799101204.
  10. dostoprim_info.asp?ID=11606 Музей Аффанди
  11. Homepage Museum Affandi. Дата обращения: 25 февраля 2017. Архивировано 12 мая 2017 года.

Литература

  • East-West Center, East-West Treasures, Selected Works from the Permanent Collection, East-West Center, Honolulu, 2010, p. 8-9.
  • Tim Narasi. 100 Tokoh Yang Mengubah Indonesia. — Revised. — 2009. — ISBN 9789791681537.
  • Museums of Southeast Asia. — Revised. — Archipelago Press, 2004. — 292 p. — ISBN 981-4068-96-9.

Ссылки