Аудиология
Аудиология (лат. audīre — слышать, греч. -λογία, -logia — учение, наука) — раздел медицины, изучающий нарушения функций органов слуха. Современная клиническая аудиология занимается вопросами этиопатогенеза болезней органа слуха человека, их топической и дифференциальной диагностики, разработки средств для реабилитации, профилактики и функциональной компенсации слуховых нарушений, а также вестибулярными патологиями.[1]
Клиническая аудиология использует достижения анатомии, физиологии, эмбриологии и генетики слуховой системы и вестибулярного аппарата человека, физики, в том числе акустики.
Применяя различные методы обследования (проверку слуха, измерения отоакустической эмиссии, проверку вестибулярного аппарата и электрофизиологические тесты), врач-аудиолог определяет, находится ли слух пациента в пределах нормы, а если нет, какие частоты (высокие, средние или низкие) и в какой степени не воспринимаются, локализацию поражения (наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв, центральная нервная система). Кроме аудиологических и вестибулярных проблем, аудиологи изучают и другие не менее распространённые медицинские проблемы, такие как тиннитус (шум и звон в ушах), гиперакузия и мизофония (повышение чувствительности к звуковым раздражителям), нарушения слуховой обработки (патология, связанная с распознаванием звуков головным мозгом, а не самим ухом), слухопротезирование (обучают правильному применению и уходу за слуховыми аппаратами и/или кохлеарными имплантатами, предупреждают возможные технические и медицинские проблемы).[2]
История
Использование терминов «аудиология» и «аудиолог» в публикациях прослеживается начиная с 1946 года. Создатель термина остается неизвестным, но Бергер[3] как возможных создателей называл следующих: Майер Б.А. Шир, Уиллард Б. Харгрейв, Стэнли Новак, Норман Кэнфилд или Рэймонд Кархарт. В биографическом профиле Роберта Галамбоса Хэллоуэллу Дэвису приписывают введение этого термина в 1940-х годах, при этом упоминается, что распространенный тогда термин «тренировка слуха» зачастую воспринимался как метод обучения людей тому, как шевелить ушами. Первый университетский курс для аудиологов в США был предложен Кархартом в Северо-Западном университете в 1946 году[4].
Как всемирно признанная самостоятельная дисциплина аудиология оформилась в Стокгольме в 1949 г. на Международной аудиологической конференции.[1]
Термин «аудиология» появился в результате междисциплинарного сотрудничества. Значительная распространенность потери слуха, наблюдаемая среди ветеранов после Второй мировой войны, вдохновила многих учёных и врачей на создание этой области науки. Международное общество аудиологов (ISA) было основано в 1952 году, чтобы «… способствовать получению знаний, защите и реабилитации человеческого слуха» и «… выступать в качестве защитника профессии и людей с нарушениями слуха во всем мире». Оно способствует взаимодействию между национальными обществами, ассоциациями и организациями, имеющими схожие миссии, путем организации всемирных конгрессов, проводимых раз в два года, посредством публикации научного рецензируемого Международного журнала аудиологии[5] и предлагая поддержку усилиям Всемирной организации здравоохранения по удовлетворению потребностей людей с нарушениями слуха.
В СССР во время и после Великой Отечественной войны появилась острая потребность в медицинском и психологическом обслуживании контуженных, инвалидов по слуху и речи; в специализированных учреждениях ими занимались невропатологи, психиатры, логопеды, физиологи и др., чья работа и заложила практическую основу молодого направления.[1] После войны в странах соцлагеря организационные принципы, выработанные за тот период, были использованы при создании аудиологических центров; аудиология получила развитие в Комиссии по акустике АН СССР, лаборатории звукового анализатора Института физиологии им. И.П. Павлова, лаборатории акустики и фонетики Института дефектологии Академии педагогических наук СССР, в институтах гигиены и профессиональных заболеваний, научно-исследовательских институтах болезней уха, носа и горла и некоторых ЛОР-клиниках.[1]
Непосредственной предшественницей аудиологии стала сурдология - медико-педагогическое направление, непосредственными задачами которого являются изучение детской тугоухости и глухоты и связанных с ними речевых проблем, реабилитация, воспитание и обучение таких детей.[1]
Практика
Практическая часть аудиологии включает в себя[1]:
- массовые проверки слуха у детей и взрослых с использованием аудиометрических тестов с целью обнаружения у них тугоухости и определения её степени на ранней стадии заболевания, когда профилактические и лечебные меры наиболее эффективны;
- дифференциальную диагностику и прогноз тугоухости;
- ведение больных с выявленной тугоухостью - в частности, профессиональные консультации, выбор типа школы для обучения детей, вопросы слухопротезирования и подбор слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантатов, обучение пользованию ими и тренировка, реэдукация слуха (улучшение слуха после его потери путём упражнений, в том числе со слуховым аппаратом), обучение чтению с губ;
- экспертиза тугоухости, в том числе среди сурдлимпийских спортсменов;
- проведение разъяснительной работы среди населения.
Аудиология взяла на вооружение технический прогресс, внедрив новейшие на то время технологические новинки, такие как тональные и речевые аудиометры, слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты. На современном этапе конструкторы, физики и врачи совершенствуют диагностическую аппаратуру и слуховые протезы, а также разрабатывают новые возможные подходы к лечению аудиологических проблем, в частности, со стороны генетики и нейрофизиологии.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Аудиология - Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание. Дата обращения 20.01.2023 .
- ↑ Гельфанд, Стэнли А. Основы аудиологии. — Нью-Йорк: Thieme Medical Publishers, Inc, 2009. — С. 9. — ISBN 978-1-60406-044-7.
- ↑ Stavros Hatzopoulos. Introductory Chapter - Genealogy of Audiology // Advances in Clinical Audiology. — InTech, 2017-03-29.
- ↑ Pople, Sir John (Anthony), (31 Oct. 1925–15 March 2004), Trustees’ Professor of Chemistry, Northwestern University, Evanston, Illinois, since 1993 // Who Was Who. — Oxford University Press, 2007-12-01.
- ↑ John Bamford. Editorial -Sound, British Journal of Audiology, International Journal of Audiology // British Journal of Audiology. — 2001-12. — Т. 35, вып. 6. — С. 327–328. — ISSN 0300-5364. — doi:10.1080/00305364.2001.11745250.
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |