Аткарск (станция)
Станция | |
Аткарск | |
---|---|
Ртищево — Саратов | |
Приволжская железная дорога | |
![]() | |
51°52′39″ с. ш. 45°00′38″ в. д.HGЯO | |
ДЦС | ДЦС-1 Саратовский |
Регион ж. д. | Саратовский |
Дата открытия | 1871[1] |
Тип | участковая |
Выход к | Аткарск |
Расстояние до Ртищево |
102 км |
Расстояние до Саратова |
91 км |
Расстояние до Москвы |
763 км |
Код станции | 608807 |
Код в «Экспресс-3» | 2020790 |
|
Аткарск — Красногвардеец I Ершов — Чагра |
---|
Атка́рск — узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги на линии Ртищево — Саратов (линия электрифицирована), с движением в четырёх направлениях: на Саратов, Ртищево, Сенную, Калининск.
Расположена в городе Аткарск Саратовской области.
История
Открыта в 1871 году как станция железной дороги линии Тамбов — Саратов. Движение на участке Тамбов - Аткарск открыли 14 (27) января 1871 года[2]. Открытие пассажирского и товарного движения поездов на участке железной дороги от Аткарска до Саратова произошло 4 июля 1871 года. Здание деревянного вокзала было простроено в 1872 году[2].
Была организована Аткарская дистанция пути и зданий, обслуживала она путь от 673 по 795 км (от Благодатки до Евдокимовского). Организовали службу связи и сигнализации. Для заправки паровозов построили водокачку, которая подавала воду с Аткары в водоёмную башню[2]. Водоёмная башня стояла в непосредственной близости от первого пути и являлась негабаритным местом, в 2000-е годы была разобрана[2].
В первые годы после открытия движения шла поставка оборудования в паровозное депо, отделка деревянного вокзала. Для заправки паровозов построили водокачку[3]. С прокладкой железной дороги и началом движения товарных поездов Аткарск становится одним из центров хлебной торговли. Через станцию в год отгружалось по 2,5 млн пудов зерна. В окрестностях станции стали строить склады и мельницы. Для рабочих станции построено было два двухэтажных кирпичных дома, а для начальника станции прямо на привокзальной площади возвели служебный дом[3].
В 1888 году в ходу было два пассажирских поезда — № 3/4 Тамбов-Саратов с почтовым вагоном и смешанный с товарными вагонами № 11/12 Тамбов-Саратов.
В 1893 году построена линия на Вольск[4], а в 1895 году — на Калининск[4]. Город превратился в крупный железнодорожный и промышленный узел[5].
В 1894 году по проекту архитектора П. М. Зыбина было возведено здание двухэтажного вокзала из кирпича. В нём разместились залы ожидания для пассажиров первого и второго классов. В 1901 году здание расширили пристройкой в обе стороны. В здании вокзала работали ресторан и буфет[4].
В послевоенные годы начальником станции, а затем начальником Аткарского отделения дороги трудился Георгий Латунов.
Поезда дальнего следования
По состоянию на июль 2021 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 К 150-летию ст. Аткарск. История строительства железной дороги. Ч. 2 (22 января 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Владимир Рыжов. Ровесница магистрали (29 января 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 К 150-летию станции Аткарск: образование железнодорожного узла. Часть 3 (26 января 2021). Дата обращения: 4 ноября 2023.
- ↑ История станции Аткарск . Дата обращения: 24 октября 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.