Астверк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Орнамент астверк на своде капеллы Св. Иакова. 1510—1515. Собор Богоматери. Ингольштадт, Бавария

Астверк (нем. Astwerk, от нем. Ast — сук, ветка и нем. Werk — произведение, работа) — разновидность орнамента, натуралистически трактованный мотив переплетения веток, сучьев, характерный для искусства готического стиля в Германии 1480—1525 годов. «Колючий» вид такого орнамента связывают с символикой тернового венца[1]. В иной версии происхождение орнамента астверк соотносят с теорией возникновения искусства архитектуры из переплетённых ветвей, примитивного шалаша, так называемой «Хижины Витрувия», подробно изложенной в «Эссе об архитектуре» Марка-Антуана Ложье (1753)[2].

Мотив астверка использовали в гравюрах по дереву и резьбе по камню — в декоре порталов, архивольтов, балдахинов, капителей колонн. Астверк относят к типу орнамента, называемого масверком («расчерченного по нанесённым размерам»), несмотря на то, что последний чаще подразумевает геометрический рисунок. Орнамент астверка может быть расписным, рельефным или сквозным (ажурным).

Схожий мотив, часто повторяющийся в навершиях резных деревянных алтарей Южной Германии, называют ранкенверк. Новая волна популярности орнамента астверка связана с искусством Северного Возрождения, в частности изделий немецкого художественного серебра XVI—XVIII веков[3]. Соединение готических традиций с влияниями итальянского барокко и маньеризма, орнаментальных гравюр кляйнмайстеров, подсказало златокузнецам Аугсбурга и Нюрнберга идею изготавливать ножки металлических бокалов и кубков в форме переплетённых ветвей — астверка. Такие кубки вошли в историю искусства под названием «ветвистых», или «астпокале» (нем. Astpokale, от Ast — сук, ветка и Pokal — кубок). Считается, что одним из первых подобный кубок из серебра сделал (либо нарисовал) выдающийся художник Северного Возрождения Альбрехт Дюрер (помимо живописи и гравюры Дюрер усвоил от своего отца искусство ювелира)[4].

Мотивы астверка можно встретить и в искусстве саксонских мастеров, в чеканке по металлу, а также в резном декоре стенных панелей, росписи изделий из фаянса.

Примечания

  1. Власов В. Г. Астверк // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 509
  2. Wenzel Н. Astwerk // Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte. — Band 1, Stuttgart 1937, Sp. 1166—1170. — URL: https://www.rdklabor.de/wiki/Astwerk Архивная копия от 23 января 2021 на Wayback Machine
  3. Маркова Г. А. Немецкое художественное серебро XVI—XVIII веков. — М.: Искусство, 1975
  4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 255—259

См. также