Аршак I (царь Парфии)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аршак I Парфянский»)
Аршак I
парф. 𐭀𐭓𐭔𐭊 (Aršak)
греч. APΣAKOY
Изображение Аршака I на монете. Лицевая сторона (аверс) ранней парфянской монеты с изображением основателя Парфянского государства Аршака I, облачённого в башлык — типичный кочевнический головной убор. Самое распространённое изображение на оборотной стороне (реверсе) парфянских монет — царственный персонаж (скорее всего, обожествлённый Аршак I) держит в вытянутой руке лук, являвшийся символом власти у древних ираноязычных номадов, из среды которых вышли Аршакиды.Изображение Аршака I на монете.
Лицевая сторона (аверс) ранней парфянской монеты с изображением основателя Парфянского государства Аршака I, облачённого в башлык — типичный кочевнический головной убор.
Самое распространённое изображение на оборотной стороне (реверсе) парфянских монет — царственный персонаж (скорее всего, обожествлённый Аршак I) держит в вытянутой руке лук, являвшийся символом власти у древних ираноязычных номадов, из среды которых вышли Аршакиды.
царь Парфии
ок. 250 — 248/247 до н. э.
Предшественник Андрагор
Преемник Тиридат

Род Аршакиды

Аршак I — предводитель племени парнов, в середине III века до н. э. совершивших вторжение в Парфию и основавших Парфянское царство. Аршак I считается основателем Парфянского царства, однако, видимо, является лишь родоначальником династии Аршакидов.

Имя

Аршак или Арсак — это латинизированная форма греческого имени Арсакис (греч. Ἀρσάκης), которое происходит от парфянского Aršak. Данное имя является уменьшительно-ласкательным от древнеиранского Аршан (Aršan), что означает «герой». Это имя использовали в том числе и некоторые цари державы Ахеменидов, в частности Артаксеркс II (правил в 404—358 годах до н. э.), которого Аршакиды считали своим предком[1].

Основание Парфянского царства

В III веке до н. э. начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за южную Сириюсирийские войны»). Центр тяжести политики Селевкидов переместился на запад, тогда как восточные сатрапии рассматривались лишь как объект эксплуатации. К 250 году до н. э. империя Селевкидов находилась в трудном положении. В результате этого от Селевкидов отпал ряд восточных областей, во главе которых стояли греческие наместники — Диодот в Бактрии, Евтидем в Согде и Андрагор в Парфии. Восстание в Парфии, начавшееся около 250 года до н. э., было поднято против греко-македонского господства местными племенами под руководством местной знати. Неустойчивым положением и смутами в Парфии поспешили воспользоваться вожди кочевого племени парнов, братья Аршак и Тиридад. Парны были племенем, входившим в состав конфедерации дахов, кочевавших в степях между Оксом и Каспийским морем. Дахи были связаны с массагетами и другими кочевыми и оседлыми племенами Средней Азии. Кочевники парны после внезапного набега овладели всей страной Парфией. Сохранилось три версии рассказа о создании в Парфии самостоятельного государства. Несмотря на легендарность и противоречивость этих рассказов, в них есть рациональное зерно.

«Апарны-даи, как говорят, были переселенцами из области даев, живущих над Меотидой, которых называют ксандиями или париями. Однако не является общепризнанным, что среди скифов, живших над Меотидой, были какие-то даи. От этих скифов, говорят, ведет свой род Аршак; другие, напротив, считают его бактрийцем, который, чтобы спастись от растущего могущества Диодота и его преемников, поднял восстание в Парфии».[2]

«…в то время происходили раздоры между двумя братьями-царями: Селевком и Антиохом, которые, сражаясь за власть, упустили возможность покарать отложившихся от них парфян. Тогда же отложился от [македонян] и Диодот, правитель тысячи бактрийских городов, и приказал именовать себя царём; следуя этому примеру, от македонян отпали народы, всего Востока. В это время жил Аршак, человек неизвестного происхождения, но испытанной доблести. Обычно он занимался разбоем и грабежом. Получив известие, что Селевк потерпел поражение в Азии, он, не боясь более царя, с шайкой разбойников напал на парфян, победил их правителя Андрагора и, убив его, захватил власть над [парфянским] народом».[3]

«Аршак и Тиридат были братьями Аршакидами, сыновьями Аршака, потомка Фриапита. Они, с пятью сообщниками, убили Ферекла (Арриан, цитируемый у Фотия, дает имя Ферекл, но Синкелл, предположительно также цитируя Арриана, называет его Агафоклом), назначенного сатрапом в Парфию царём Антиохом (имеющего прозвище Теос), мстя за оскорбление, нанесенном одному из Аршакидов. Они изгнали македонян, стали править самостоятельно и так окрепли, что достойно сражались с римлянами, а, иногда, одерживали победы в войне».[4]

Другую информацию о происхождении династии Аршакидов дают иранские хроники и истории. Так Фирдоуси и ат-Табари называли их потомками легендарного Кей-Кобада из династии Кеянидов, а Таалеби — его сына Кей-Араса. Также ат-Табари, а с ним и аль-Бируни, называли Аршакидов потомками сына Хумай[англ.] Дары, а Фирдоуси и Бируни со ссылкой на «анонимного авторитета» — потомками Араша Лучника, что связано с похожестью имен и изображением лучника на монетах династии. Первые две версии — классические народные эпопеи, идентичные историям иранских народов о Кире, Сасане. Артаксеркса большинство авторов идентифицируют с ахеменидским царём Артаксерксом II, игнорируя тот факт, что Артаксеркса I звали Аршак[5]. С Артаксерксом II и Ахеменидами в дальнейшем роднили себя и прочие Аршакиды, однако генеалогические исследования не подтверждают эту версию[6].

Около 250 года до н. э. парны вторглись в Нисею, расположенную в долине Атрека и ставшую впоследствии парфянской провинцией Аставеной. Аршак, вероятно, был коронован царём в городе Асаак (недалеко от Кучана в долине верхнего Атрека) в Аставене. В честь этого события был зажжён вечный огонь[7]. Широко распространено мнение, что это событие знаменует собой начало эры Аршакидов. Его следует отнести к 248/247 году до н. э. — отправной точке аршакидского календаря (так называемая Парфянская эра)[8].

В первые годы существования нового царства, если оно может быть названо таковым, его правители были заняты войной[9], в ходе которой Аршак, судя по всему, был убит. Аршак I был предан погребению в Нисе, древнем городище находящемся в 18 км к западу от Ашхабада, положив начало тому, что здесь стали по традиции хоронить аршакидских царей; следует заметить, что местоположение столицы Парфянского государства постоянно менялось, но родовые усыпальницы Аршакидов вплоть до I века находились в Нисе.[10]

Историчность называемого источниками вождя восстания Аршака не раз подвергалась сомнению. Историкам — как древним, так и современным — серьёзной помехой является то обстоятельство, что все парфянские цари использовали имя Аршака в качестве титула[11][12][13][14]. To же самое наблюдается и в вавилонских клинописных документах. Первым царём Парфии должен, по-видимому, считаться не он, а его брат и преемник — Тиридат, принявший при воцарении имя Аршака (II).

Позднее парфянские цари провозглашали своё происхождение от Артаксеркса II, возможно, с целью поддержать веру в то, что они продолжали славные дела ахеменидского Ирана, а также, видимо, для того, чтобы обосновать власть Аршакидов над территорией Селевкидов, которые также были связаны с персидской династией. Однако эта генеалогия является совершенно искусственной. Народная традиция (записанная аль-Бируни) связывает Аршака с мифическим хорезмийским героем Сиявушем.

Примечания

  1. Olbrycht, 2021, p. 253.
  2. Страбон. География. Книга XI, Глава IX, § 3. Дата обращения: 17 марта 2010. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  3. Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XLI, 4 (4—7). Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  4. Арриан. Парфика, в изложении Фотия. Мириобиблион. Дата обращения: 23 октября 2015. Архивировано 21 ноября 2015 года.
  5. Shahbazi, 1986.
  6. Редер, 1970; СИЭ, 1961, с. 886.
  7. Исидор Харакский. Парфянские стоянки, § 11. Дата обращения: 27 октября 2015. Архивировано 23 марта 2013 года.
  8. Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 181.
  9. Страбон. География. Книга XI, Глава IX, § 2. Дата обращения: 17 марта 2010. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  10. Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 182.
  11. Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XLI, 5 (5—6). Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  12. Страбон. География. Книга XV, Глава I, § 36. Дата обращения: 31 октября 2015. Архивировано 1 августа 2015 года.
  13. Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга II, 1. Дата обращения: 31 октября 2015. Архивировано 11 января 2020 года.
  14. Аммиан Марцеллин. Деяния. Книга XXIII, 6 (5,6)

Литература