Перейти к содержанию

Армения и Таможенный союз ЕАЭС

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве
Евразия
Высшие органы
Стадии интеграции
См. также
Упраздненные институты и организации
Международная экономическая интеграция

Армения — полноправный участник Таможенного союза ЕАЭС[1] (как член ЕАЭС).

Хронология

Хронология вступления страны в TС выглядела следующим образом. Несмотря на то, что апреле 2012 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян высказал мнение, что присоединение страны к ТС «в экономическом смысле… нецелесообразно» и Армения ищет «формы сотрудничества без Таможенного союза»[2], 3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян объявил о решении республики вступить в Таможенный союз. Несмотря на то, что в Армении имелись противники вступления страны в ТС, их позиции оценивались как относительно слабые[3]. В результате, 6 ноября 2013 года Армения подписала меморандум, положивший начало процессу вступления Армении в ТС.[4]. 28 ноября страна отказалась от подписания договора об экономической ассоциации с ЕС, хотя её представители и ездили в Вильнюс в рамках программы Восточного партнёрства. 24 декабря 2013 года в Москве планировалось подписание главой Армении дорожной карты по вступлению страны в Таможенный союз[3]. 10 октября 2014 года было подписано соглашение о том что 1 января 2015 года Армения присоединится к Евразийскому экономическому союзу[5], и таким образом автоматически станет частью ТС. Планировалось, что после присоединения к Евразийскому экономическому союзу производители из Армении смогут занять нишу плодоовощной и винодельческой продукции, которую на российском рынке ранее занимала Молдавия[6].

Экономические перспективы

В целом, основными причинами вступления в ТС являлись не экономические, а геополитические[источник не указан 1746 дней]. Между Россией и Арменией союзнические отношения. Армения находится в состоянии перманентной войны с Азербаджаном. Однако, назывались и экономические причины вступления Армении в ТС, в частности, указывались более выгодные экономические перспективы по сравнению с ЕС. Рост экономики стран ЕАЭС уже давно контрастировал с долговременной рецессией в ЕС[7], что является обычной ситуацией для стран с развитой экономикой. При этом уровень роста экономик стран ЕАЭС значительно ниже многих других развивающихся стран (для сравнения: рост экономик Китая и Вьетнама составляет не менее 6,5 %/год, в то время как рост самой стабильной экономики ЕАЭС — Казахстана — составляет примерно 4 %/год). Утверждалось, что ещё до вступления в ЕАЭС страна получила ряд важных скидок: новое соглашение с Россией позволяло на пять лет сохранить цены на газ для Армении в районе 6 (вместо 8,6) рублей за кубометр, а также получать алмазы и нефтепродукты без наценок[источник не указан 1746 дней]. Указанные преимущества по цене на газ фактически не соответствуют действительности: стоимость российского газа для Армении значительно превышает цену иранского газа, однако, российские власти фактически блокируют для Армении возможность ведения переговоров с Ираном. Кроме того, весь газ, поставляемый Армении, формально приобретается компанией «Газпром Армения», которая затем перепродают газ населению по значительно более высокой цене. Так, например, стоимость контрактного газа для «Газпром Армения» с января 2020 года составляет $165 за тысячу кубометров (10 руб./куб.м по курсу доллара в январе или 12 руб./куб.м по курсу в мае 2020 года), в то время как населению в мае 2020 года газ реализовывался по цене 140 драм/куб.м, что в российской валюте соответствует 21 руб./куб.м.

Макроэкономический фон

Помимо обобщённых представлений о пользе и выгоде вступления страны в ТС в противовес вступлению в зону свободной торговли (ЗСТ), макроэкономические тенденции последних лет складывались явно не в пользу последней. ЗСТ представляло собой весьма гетерогенное образование, которое продолжает испытывать трудности с финансово-экономической и политической итеграцией целого ряда периферийных стран Южной и Восточной Европы. В отличие от стран ТС, экономика которых отличалась динамичным ростом за счёт расширения внутреннего спроса, темпы роста экономики ЕС были низкими и постепенно свелись к нулю. При этом ряд членов блока находились в стадии долговременной рецессии и испытывали трудности с массовой безработицей.

Рост ВВП, % к пред. году 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2005—2012
Еврозона 1,7 3,2 3,0 0,4 −4,4 2,0 1,4 −0,6 6,7
Евросоюз 2,1 3,3 3,2 0,3 −4,3 2,1 1,6 −0,3 8,1
Казахстан 9,7 10,7 8,9 3,2 1,2 7,3 7,5 5,5 5,1[8] 68,1
Россия 6,4 7,7 8,1 5,6 −7,9 4,5 4,3 3,4 1,4 35,8
Белоруссия 9,4 10,0 8,6 10,2 0,2 7,7 5,5 1,5 1,1 66,4
Украина 2,7 7,3 8,1 2,1 −14,8 4,1 5,2 0,2 −1,2 13,7

См. также

Примечания

  1. Скорость работ по вступлению Армении в ТС удивляет даже специалистов — посол РФ — Новости России — ИА REGNUM. Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  2. Елена Черненко. «Таможенный союз не имеет для нас смысла». Коммерсантъ-Online (4 апреля 2012). Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 3 июля 2012 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Как Армения выбрала между Таможенным союзом и Европейским. Slon.ru (3 декабря 2013). Дата обращения: 8 декабря 2013. Архивировано 6 декабря 2013 года.
  4. Армения и Россия подписали Меморандум, положивший начало процессу вступления Еревана в Таможенный союз — PanARMENIAN.Net
  5. ТАСС: Политика — Ушаков: Армения с 2015 года присоединится к ЕАЭС. Дата обращения: 12 октября 2014. Архивировано 9 октября 2014 года.
  6. Новости — Армения. Дата обращения: 12 октября 2014. Архивировано 16 октября 2014 года.
  7. Медведев о российской экономике: «кисло», но лучше, чем в Европе. NEWSru (6 декабря 2013). Дата обращения: 9 декабря 2013. Архивировано 9 декабря 2013 года.
  8. Агентство Республики Казахстан по статистике – Главная страница. Дата обращения: 14 марта 2014. Архивировано 13 ноября 2013 года.